МЕЖДУНАРОДНЫЙ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЛЕСКОВИАНА»

 

НА ГЛАВНУЮ

О ПРОЕКТЕ

НОВОСТИ

ПРЕССА

КОНФЕРЕНЦИЯ

СБОРНИК

КОНТАКТЫ

 

МАТЕРИАЛЫ
ПЕРВОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИИ
«ЛЕСКОВИАНА»

 

Наседкина Валентина Николаевна
Король Лариса Ивановна
(Липецк, Россия)

ИМЯ СОБСТВЕННОЕ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
СУБЪЕКТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
(НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ Н. С. ЛЕСКОВА «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК»)

 

Выбор антропоцентрического принципа в качестве ведущего при анализе лексической структуры полисубъектного художественного текста предполагает рассмотрение последнего с точки зрения его коммуникативной организации. Текст предстает в этом аспекте как объект самого сложного вида коммуникации – литературной, причем субъектами этой коммуникации являются не только автор и читатель, но и персонажи, воспринимаемые читателями как самостоятельные личности – говорящие и слушающие, мыслящие и действующие в текстовом пространстве.

Персонаж в пределах текста выявляется в результате серии его последовательных появлений. По мнению Ю. С. Степанова, «мир типизируется прежде всего не в форме предикатов и даже не в форме событий в «чистом виде», а в форме индивидов». Совокупность всех репрезентированных в тексте индивидуальных черт персонажа представляет собой строго организованную систему, что позволило Ю. М. Лотману при анализе закономерностей структурной организации прозаического художественного текста использовать понятие «парадигматическая структура образа», под которым он понимал «набор всех данных в тексте бинарных противопоставлений его (характера – В .Н., Л. К.) другим персонажам». Аналогичную мысль о персонаже высказал К. Ф. Седов, который также размышлял о персонаже как о «целостном смысловом образовании, имеющем достаточно жёсткую структуру, которая детерминирована в своей эволюции».

Доминантой выделяемого функционального лексического объединения является либо имя собственное (ИС). «Имя» персонажа в тексте обретает, по выражению Р. Барта, статус «точки стечения и закрепления сем», которые «плавают совершенно свободно, сбиваясь в некие галактики, образованные мельчайшими, причем никак не упорядоченными, единицами информации, означающее дробится на частицы вербальной материи, и, только сплавившись воедино, эти частицы порождают смысл».

Мужское имя Иван, данное главному герою повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» при крещении, было одним из самых распространённых на Руси. Оно тяготеет к апеллятиву, т.е. выходит за пределы свойственного ему употребления и расширяет сферу своего влияния, что приводит к его символизации (Иван – русский; простак, дурак; добрый человек). Лексема Иван, в зависимости от выражаемых ею значений в тексте, включается в такие ассоциативные ряды, как: 1) ваш Иван; русский человек; из ваших, из русских; русский; взрослый русский человек; 2) дурак; простодушный богатырь; очень неумён; простая душа; младенец; 3) добрый русский богатырь; добрый мужик; ласковый, милсердечный друг; золотой мужик; добряк. Но в ИС Иван вписана и библейская история. Мифологический план повести вынесен в её подтекст, который проявляется через повтор номинации Предтеча-ангел Через всю повесть проходит скрытая параллель Иван Флягин // Иоанн Предтеча. В судьбах главного персонажа и его небесного покровителя много общего. Оба – вымоленные дети Оба в младенчестве потеряли матерей. Оба не приемлют неправду мира. Оба (один в конце жизни, другой в конце повести) обретают дар пророчества. Оба приходят в этот мир с великой миссией (один – предвозвещать «о Том, у Которого он недостоин развязать ремня сапог, Который будет крестить не водою, но Духом Святым и огнем»; другой – «за народ… помереть»).

По ходу развития сюжета рассказчик волею судеб вынужден сменить свое имя (Петр Сердюков), а в конце повести он предстает перед читателями как о. Измаил. Благодаря ИС Иван − Петр − Измаил, отсылающих читателя к Новозаветной и Ветхозаветной истории, происходит расширение художественного пространства: в сюжет включаются культурные и мифологические параллели. Через повтор номинаций Иван − Петр − Измаил автор реализует идею «единства рода человеческого», идею Вселенской Соборности.

 

@ Наседкина В. Н., Король Л. И., 2008

 

 

Наседкина В. Н., Король Л. И. Имя собственное как культурный феномен субъектной организации художественного текста (на материале повести Н. С. Лескова «Очарованный странник») // ЛЕСКОВИАНА. – Т. 1: Творчество Н. С. Лескова: прошлое, настоящее, будущее: Международный сборник научных трудов: Материалы первой международной научной интернет-конференции / Науч. ред. Д. В. Неустроев. – М.: НИП «ВФК», 2008. – С. 198-233.

 

 

Постоянный адрес этой страницы: http://leskoviana.narod.ru/nasedkina-korol.htm

 

 

Наш электронный адрес: leskoviana@list.ru

 

 



Hosted by uCoz