МЕЖДУНАРОДНЫЙ
СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ
ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «ЛЕСКОВИАНА» |
► |
► |
► |
ПРЕССА |
► |
КОНФЕРЕНЦИЯ |
► |
СБОРНИК |
► |
КОНТАКТЫ |
МАТЕРИАЛЫ |
Мелентьева
Ирина Евгеньевна |
В творчестве Н. С.
Лескова нашли преломление главнейшие темы литературы Древней Руси: двоеверия,
книжности, смерти, зрения, праведной жизни, трудового человека, русской
доблести, избранности Руси и т. д. О произведениях старинной русской
литературы Лесков писал, что берет из них одни только «темы»1), и что именно
«темы» представляют большой интерес для художника слова в средневековой словесности. «Исключительное знакомство с памятниками старой
письменности не могло не вовлечь Лескова в использование ее тем для статей, а
затем и учительно-художественных произведений»2), – писал А. Н. Лесков. В древнерусской литературе устойчивым мотивом,
сопряженным с темой зрения, являлся мотив духовного зрения. Сверхъестественное духовное (или иначе умное, разумное, сердечное,
внутреннее) зрение противопоставлено зрению естественному (чувственному,
телесному, внешнему, плотскому) и является особым дарованием, которым награждаются
только стяжавшие святость. Проявляется способность к духовному зрению
в видениях, тонких снах и т. д. Примеры святых, обладавших этим дарованием,
во множестве содержатся в старопечатном Прологе, столь любимом Лесковым. Тема зрения предельно важна для Лескова, ведь именно спор о
зрении «одним большим русским писателем» (6, 642) (т. е. с А. Ф. Писемским),
который утверждал, что пишет то, что видит, а видит «одни гадости» («я ни в
твоей душе ничего кроме мерзости, не вижу») (6, 642), привел к созданию цикла
«Праведники». «Большому писателю» Лесков ставит диагноз – «болезнь
зрения» (6, 642), а сам продолжает размышлять над темой разговора: «Как, … неужто в самом деле ни в моей, ни в его и ни в чьей иной
русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто
все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других
писателей, – одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно» (6,
642). Эти рассуждения Лескова о природе художественного дара писателей сродни
проложному Поучению Григория и Петра (23 июня). Возникновение в творчестве Лескова устойчивого
мотива духовного зрения (восходящего к литературе Древней Руси) закономерно и
основывается на внимательном прочтении древнерусских памятников. Герои,
изображаемые писателем, получают возможность видеть духовными очами не сразу.
Для того, чтобы открылось внутреннее зрение, герой должен коренным образом
изменить свое отношение к миру, совершить внутренний переворот, то есть
покаяться. Подобно евангельскому слепцу для обретения истинного зрения герой
должен сначала увидеть собственное несовершенство. Духовно прозревшие герои
воспринимают жизнь с совершенно других позиций, что часто принимается
сторонним наблюдателем за умопомешательство. Писатель противопоставляет
духовному зрению мечтательность и фантазирование. Перед лицом смерти у героев
Лескова, как и у житийных героев Древней Руси, бывают видения или каким-либо
образом изменяется зрение. Чувствуя дыхание смерти, видит призрачные картины
архиерей («На краю света»); герои «Соборян» провидят собственную смерть и т.
д. В отличие от произведений литературы Древней Руси, где духовное зрение
появлялось в момент крещения (Людмила Чешская, кн. Владимир и др.), Лесков
показывает своих некрещеных праведников, – «добрых язычников» – имеющих это
дарование от рождения. Писатель ведет поиск героя-«праведника» не только на
русской почве, он обращает внимание и на представителей других национальностей
и вероисповеданий. 1) Лесков Н. С. Собр. соч. в 11-ти тт. Т. 2) Лесков А. Жизнь Николая Лескова. Тула,
1981. С. 432. @ Мелентьева И. Е., 2008 |
Мелентьева
И. Е. Тема зрения в древнерусской
литературе и творчестве Н. С. Лескова // ЛЕСКОВИАНА. – Т. 1: Творчество Н. С. Лескова:
прошлое, настоящее, будущее: Международный сборник научных трудов: Материалы первой международной
научной интернет-конференции / Науч. ред. Д. В. Неустроев. – М.:
НИП «ВФК», 2008. – С. 172-186. |
Постоянный адрес этой страницы: http://leskoviana.narod.ru/melentjeva.htm |
Наш электронный адрес: leskoviana@list.ru |