МЕЖДУНАРОДНЫЙ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЛЕСКОВИАНА»

 

НА ГЛАВНУЮ

О ПРОЕКТЕ

НОВОСТИ

ПРЕССА

КОНФЕРЕНЦИЯ

СБОРНИК

КОНТАКТЫ

 

МАТЕРИАЛЫ
ПЕРВОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИИ
«ЛЕСКОВИАНА»

 

Мелентьева Ирина Евгеньевна
(Москва, Россия)

ТЕМА ЗРЕНИЯ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
И ТВОРЧЕСТВЕ Н. С. ЛЕСКОВА

 

В творчестве Н. С. Лескова нашли преломление главнейшие темы литературы Древней Руси: двоеверия, книжности, смерти, зрения, праведной жизни, трудового человека, русской доблести, избранности Руси и т. д. О произведениях старинной русской литературы Лесков писал, что берет из них одни только «темы»1), и что именно «темы» представляют большой интерес для художника слова в средневековой словесности. «Исключительное знакомство с памятниками старой письменности не могло не вовлечь Лескова в использование ее тем для статей, а затем и учительно-художественных произведений»2), – писал А. Н. Лесков.

В древнерусской литературе устойчивым мотивом, сопряженным с темой зрения, являлся мотив духовного зрения. Сверхъестественное духовное (или иначе умное, разумное, сердечное, внутреннее) зрение противопоставлено зрению естественному (чувственному, телесному, внешнему, плотскому) и является особым дарованием, которым награждаются только стяжавшие святость. Проявляется способность к духовному зрению в видениях, тонких снах и т. д. Примеры святых, обладавших этим дарованием, во множестве содержатся в старопечатном Прологе, столь любимом Лесковым. Тема зрения предельно важна для Лескова, ведь именно спор о зрении «одним большим русским писателем» (6, 642) (т. е. с А. Ф. Писемским), который утверждал, что пишет то, что видит, а видит «одни гадости» («я ни в твоей душе ничего кроме мерзости, не вижу») (6, 642), привел к созданию цикла «Праведники». «Большому писателю» Лесков ставит диагноз – «болезнь зрения» (6, 642), а сам продолжает размышлять над темой разговора: «Как, … неужто в самом деле ни в моей, ни в его и ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, – одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно» (6, 642). Эти рассуждения Лескова о природе художественного дара писателей сродни проложному Поучению Григория и Петра (23 июня).

Возникновение в творчестве Лескова устойчивого мотива духовного зрения (восходящего к литературе Древней Руси) закономерно и основывается на внимательном прочтении древнерусских памятников. Герои, изображаемые писателем, получают возможность видеть духовными очами не сразу. Для того, чтобы открылось внутреннее зрение, герой должен коренным образом изменить свое отношение к миру, совершить внутренний переворот, то есть покаяться. Подобно евангельскому слепцу для обретения истинного зрения герой должен сначала увидеть собственное несовершенство. Духовно прозревшие герои воспринимают жизнь с совершенно других позиций, что часто принимается сторонним наблюдателем за умопомешательство. Писатель противопоставляет духовному зрению мечтательность и фантазирование. Перед лицом смерти у героев Лескова, как и у житийных героев Древней Руси, бывают видения или каким-либо образом изменяется зрение. Чувствуя дыхание смерти, видит призрачные картины архиерей («На краю света»); герои «Соборян» провидят собственную смерть и т. д. В отличие от произведений литературы Древней Руси, где духовное зрение появлялось в момент крещения (Людмила Чешская, кн. Владимир и др.), Лесков показывает своих некрещеных праведников, – «добрых язычников» – имеющих это дарование от рождения. Писатель ведет поиск героя-«праведника» не только на русской почве, он обращает внимание и на представителей других национальностей и вероисповеданий.

 

1) Лесков Н. С. Собр. соч. в 11-ти тт. Т. 11. М., 1958. С. 451. В дальнейшем тексты писателя цитируются по этому изданию с указанием в скобках тома и страницы.

2) Лесков А. Жизнь Николая Лескова. Тула, 1981. С. 432.

 

@ Мелентьева И. Е., 2008

 

 

Мелентьева И. Е. Тема зрения в древнерусской литературе и творчестве Н. С. Лескова // ЛЕСКОВИАНА. – Т. 1: Творчество Н. С. Лескова: прошлое, настоящее, будущее: Международный сборник научных трудов: Материалы первой международной научной интернет-конференции / Науч. ред. Д. В. Неустроев. – М.: НИП «ВФК», 2008. – С. 172-186.

 

 

Постоянный адрес этой страницы: http://leskoviana.narod.ru/melentjeva.htm

 

 

Наш электронный адрес: leskoviana@list.ru

 

 

Hosted by uCoz