МЕЖДУНАРОДНЫЙ
СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ
ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «ЛЕСКОВИАНА» |
► |
► |
► |
ПРЕССА |
► |
КОНФЕРЕНЦИЯ |
► |
СБОРНИК |
► |
КОНТАКТЫ |
МАТЕРИАЛЫ |
Лукьянчикова
Наталья Владимировна |
Обращение многих
писателей XIX века к сказу связано, видимо, со стремлением
отразить не только бытовые детали, этнографические подробности, но и
особенности народного мировосприятия, показать русского «простолюдина»
изнутри, устранив из повествования все, что может быть привнесено посторонним
взглядом человека, принадлежащего иной социальной среде. Н. С. Лесков, чье
творчество тесно связано со всей историей отечественной словесности от
древности до нового времени, обращается к сказовой манере письма в 1860-е
годы. В начале 1870-х годов выбор писателем сказовой формы повествования как
ведущей – неопровержимый факт. Об этом
свидетельствуют такие произведения, как «Житие одной бабы» (1863),
«Воительница» (1866), «Запечатленный ангел» (1872), «Очарованный странник»
(1873), «На краю света» (1875), «Пигмей» (1876), «Кадетский монастырь»,
«Несмертельный Голован» (1880), «Тупейный художник», «Левша», «Штопальщик»
(1882) и многие другие. Создавая свой
неповторимый художественный мир, Н. С. Лесков не только полемизирует с писателями-современниками,
но прежде всего пытается
через слово проникнуть в глубину народного мировосприятия. Полемическая
направленность сказа у Лескова по отношению к современным ему писателям есть
акт ориентации не только на идею народности (при интеллигентской точке
зрения), но и на формы народности (с сохранением фактически народной точки
зрения). Слово в его
произведениях представляется неодномерным, живым,
динамичным, поэтому и лесковский текст является не застывшим сгустком, но
живым, пульсирующим явлением, ибо ему передана авторская (читай: народная)
энергетика, авторский внутренний заряд. Углубленность в природу слова роднит
Н. С. Лескова с протопопом Аввакумом, чье «Житие» родилось из устных
рассказов и стало своеобразной записью его говора. В творчестве Н. С. Лескова
сказ представляет собой широкую и свободную повествовательную форму. При этом
чужое сознание в нем автономно, происходит, казалось бы, полное замещение
повествователя героем-рассказчиком. @ Лукьянчикова Н. В., 2008 |
Лукьянчикова
Н. В. Повествовательные новации в
повести Н. С. Лескова «Запечатленный ангел» // ЛЕСКОВИАНА. – Т. 1: Творчество Н. С. Лескова:
прошлое, настоящее, будущее: Международный сборник научных трудов: Материалы первой международной
научной интернет-конференции / Науч. ред. Д. В. Неустроев. – М.:
НИП «ВФК», 2008. – С. 160-171. |
Постоянный адрес этой страницы: http://leskoviana.narod.ru/lukjanchikova.htm |
Наш электронный адрес: leskoviana@list.ru |