МЕЖДУНАРОДНЫЙ
СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ
ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «ЛЕСКОВИАНА» |
► |
► |
► |
ПРЕССА |
► |
КОНФЕРЕНЦИЯ |
► |
СБОРНИК |
► |
КОНТАКТЫ |
МАТЕРИАЛЫ |
Косых Галина
Алексеевна |
В лескововедении жанр «Очарованного странника» Н.
С. Лескова определяется по-разному. Жанровое обозначение «повесть» давно не
удовлетворяло запросам научного дискурса. Часто это определение основывалось
только на внешнем признаке – относительно небольшому объему. Что же касается
проблематики этой «широкоэпопейной картины», то нередко использовались такие
жанровые обозначения, как «историческая хроника», «поэма», «малая хроника»,
«народоведческая монография», «монография характера», «сказ» и др. Эти жанровые
определения объединяет эпическая широта художественно-исторического
обобщения в «Очарованном страннике». Специфика жанра «Очарованного странника», его
поэтика обусловлена определяющим влиянием произведения Ф. Фенелона и в целом
– художественной парадигмы, в которую входят на равных правах, по мнению Н.
С. Лескова, Сервантес, Фенелон, Гоголь. Произведение Лескова
поэтому необходимо рассматривать отчасти в контексте западноевропейского
влияния на русскую литературу, в контексте круговорота идей, художественных
мотивов, форм, образов и т. д., оживившемся в XVIII-XIX вв., «когда над
национальною рознью все могущественнее поднималось общечеловеческое культурное
слияние...». «Очарованный странник» написан как продолжение
«жанра» «поэмы» «прославленного стихопевца», в подражание ей, поэтому
проблема жанрообразующего поиска получает свое решение, если принять во
внимание определяющее (жанрово стилистическое) влияние «Телемака» Ф. Фенелона
на произведение Н. С. Лескова. Жанровое определение «поэма», а не «дидактический
роман» не случайно. Начиная с XVIII века, за «Телемаком» прочно закрепилось
жанровое обозначение «поэма», «прозаическая поэма». Ключом к пониманию художественного
единства, эпической жанровой природы поэм Ф. Фенелона и Н. С. Лескова являются
генетически тождественные общие действия, организующие жанр эпической поэмы.
«Телемак» – «отправление на поиск отца – долговременные странствия – встреча
с отцом и покорная служба ему»; «Очарованный странник» – «обещание» матери посвятить
сына служению Небесному Отцу – преткновения, «поиск дороги» в
странствиях – «спасенный путь», «служение Небесному Отцу в монастыре». Такие
«общие и целые действия» организуют жанр эпической поэмы, проявляются и в
сюжетно-композиционной структуре произведений Ф. Фенелона и Н. С. Лескова,
дополняются многочисленными «вставками для перебивки произведения». Смена «ветхого человека» иным, «новым», превращение «малодушного»
сына в сына, достойного славы отца, в поэме «Телемак» генетически восходит к
пониманию святости христианской антропологией. Н. С. Лесков в «Очарованном страннике»
последовательно придерживается жанровых принципов построения поэмы Ф.
Фенелона. Описывая жизнь героя, «в каждом возрасте, во всех состояниях и во
всех должностях», автор «Очарованного странника» изображает длительный и
противоречивый процесс религиозно-нравственного единения человека с Богом в
согласии с христианским учением о человеке. Здесь поэтому уместнее было бы
сказать не о прославляемом герое, а о прославляемом святом. Произведение Н. С. Лескова содержит в себе
жанрообразующие признаки поэмы: синкретизм «состава», развитие повествования
без внешней причины («интриги», «загадки», «шарады»), множественность
«вставок», не связанных напрямую с основной сюжетной линией, а также наличие
единого и целого действия. Жанровую природу «Очарованного странника» вслед за
«Телемаком» Фенелона можно определить как «панегиристическая поэма» или,
ориентируясь на православную традицию, – «житийная поэма». Стилевая специфика
этого произведения напрямую обусловлена особенностями жанра. @ Косых Г. А., 2008 |
Косых Г. А. «Очарованный странник» Н. С.
Лескова: поэтика жанра // ЛЕСКОВИАНА. – Т. 1:
Творчество Н. С. Лескова: прошлое, настоящее, будущее: Международный
сборник научных трудов: Материалы
первой международной научной интернет-конференции / Науч. ред.
Д. В. Неустроев. – М.: НИП «ВФК», 2008. – С. 134-152. |
Постоянный адрес этой страницы: http://leskoviana.narod.ru/kocyh.htm |
Наш электронный адрес: leskoviana@list.ru |