МЕЖДУНАРОДНЫЙ
СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ
ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «ЛЕСКОВИАНА» |
► |
► |
► |
ПРЕССА |
► |
КОНФЕРЕНЦИЯ |
► |
СБОРНИК |
► |
КОНТАКТЫ |
МАТЕРИАЛЫ |
Агеева Елена
Александровна |
Церковный
раскол ХVII в. привёл к появлению в лоне
русской жизни уникального феномена старообрядчества, оказавшего влияние на
литературу и до сих пор до конца не осмысленного. Старообрядчество,
распространённое по всей России и за её рубежами, умевшее самостоятельно,
тайно и независимо от государства действовать и выживать, основываясь на
своей внутренней убеждённости, не могло не привлекать писателей. Н. С.
Лесков глубоко интересовался старообрядчеством, и интерес этот возник ещё в
киевский период его жизни. Старая вера несла в себе некую тайну, которую
писатель постигал почти всю жизнь, а изложил свои наблюдения в небольшой, и
возможно, незаконченной заметке «Лексинские доживалки
(их «умное делание, посмертные труды и плоды красноречия)», сохранившейся в
архиве писателя в РГАЛИ, вероятно, написанной в начале 1890-х годов. На
склоне лет в «Лексинских доживалках»
писатель вспоминал: «Около 30 лет тому назад, когда я стал немножко
заниматься бытовой жизнью в русском расколе, мне казалось, что самые
интересные характеры по своей целостности должны быть старики и старушки, доживающие
свой век на Выге в "руинах". Тогда ещё их
было там, говорили, будто до тридцати человек, и я хотел к ним съездить,
чтобы их увидеть и записать то, что увижу. Это представляло тогда
значительные трудности, во-первых потому, что нелегко было получить такие
рекомендации, которые расположили бы "доживальщиков"
принять меня с доверием и не испытать тревоги по случаю моего посещения». В
качестве поручителей выступили известные купцы поморцы-поморцы,
старообрядческие наставники, а также писатели – П. И. Мельников и
А. П. Щапов, к сожалению, сослужившие плохую службу и отсоветовавшие
писателю ехать на Выг – неповторимый по духовной
стойкости и высоте творчества северный старообрядческий центр. Лесков поехал
в Ригу, где обитали, по его словам, «практические» старообрядцы.
Познакомившись «с людьми древнего благочестия» поближе, писатель понял, что
писатели- консультанты «относились к расколу очень несходно, и оба взаимно
почитали один другого неспособным знать дело как следует, и представлять его
беспристрастно». Также Лескову стало очевидным, что «ни Мельников, ни Щапов
не были справедливыми истолкователями духа раскола. Мельников видел в расколе
тёмность и буквоедство, а
Щапов под видом «борьбы за веру» прозревал «борьбу против учреждений.
Начитанные люди в расколе выразили очень меткое мнение о вышеупомянутых
писателях, о которых говорили так, что Щапов читал по верхам, а Мельников –
по рёбрам. А сердце раскола ни тот, ни другой не прочитали, идеал староверия
совсем не то, что у Мельникова или у Щапова: его идеал, может быть главным
образом, выражается в заботе его искреннейших последователей особиться от
всего мира и быть образцом совершенств». Такими Лесков увидел последователей
Старой Веры, а в своей записке наметил направления полемики вокруг феномена
старообрядчества. Именно так – от революционеров и демократов до ушедших в свой мир подвижников и
«последних верующих, самых полных из верующих на земле» и рассматривают
литераторы русское староверие. Тайна Старой Веры по-прежнему жива в русской
литературе и ждёт исследователей. Существенный вклад в её постижение
несомненно внёс Лесков, но его творчество не может быть осмыслено в полной
мере без привлечения и изучения значительного круга источников, доступных и
глубоко прочувствованных писателем. @ Агеева Е. А., 2008 |
Агеева Е. А. Старообрядческие источники в
творчестве Н. С. Лескова // ЛЕСКОВИАНА.
– Т. 1: Творчество Н. С. Лескова: прошлое, настоящее, будущее:
Международный сборник научных трудов: Материалы первой международной научной интернет-конференции /
Науч. ред. Д. В. Неустроев. – М.: НИП «ВФК», 2008. – С. 13-29. |
Постоянный адрес этой страницы: http://leskoviana.narod.ru/ageeva.htm |
Наш электронный адрес: leskoviana@list.ru |