МЕЖДУНАРОДНЫЙ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЛЕСКОВИАНА. ТВОРЧЕСТВО Н. С. ЛЕСКОВА»

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 

 

Наш электронный адрес: leskoviana@list.ru

 

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ «ЛЕСКОВИАНЫ-2009»

 

Телегин Сергей Маратович (Россия, г. Москва)

 

доктор филологических наук, профессор Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина

 

Мифология праведничества в романе Н. С. Лескова «Соборяне»

 

В 60-70-х годах XIX века в русской литературе появляется принципиально новый герой: на смену «лишнему человеку» и «маленькому человеку» приходит герой-праведник и правдоискатель. К таким праведникам можно отнести Сонечку Мармеладову, князя Мышкина, Алёшу Карамазова, старца Зосиму у Ф. М. Достоевского и целый ряд героев в произведениях Н. С. Лескова. Главной основой для нового типа образов становятся русская национальная душа, нравственные заветы Христа, русское православие. Именно вокруг образа праведника Лесков творит личностный миф героя. Если формируется особая разновидность мифологического романа, то и его герой должен стать носителем особого личностного мифа, основанного на праведнической парадигме.

Праведничество – специальная мифологическая категория, связанная со священными обрядами, заветами, клятвами и служением, а праведник – мифологический герой, носитель тайных и сакральных обетов. Праведник перестаёт быть исторический лицом и мифологизируется. Подлинный исторический персонаж, герой имеет ценность и значимость для мифологической, традиционной культуры лишь постольку, поскольку он участвует в реализации мифологической модели. Историческое здесь исчезает и заменяется мифологическим. М. Элиаде утверждал: «Историческая личность уподобляется своему мифическому первообразу, а событие ассимилируется с категорией мифических действий». Историческое всегда заменяется мифологическим, но этот личностный миф и являет собой сакральную реальность, становится истиной и правдой для человека. Лесков творит миф о русском праведнике, основными чертами которого являются православие и патриотизм, любовь и всепрощение, красота и невинность, смирение и жертвенность. Мифология праведничества особенно полно раскрывается Лесковым в романе «Соборяне».

Тема веры и православной церкви. Лесков всеми силами пытается показать глубинный кризис, назревший в жизни простых людей и всей России – религиозный. Православная церковь из живого дела служения Христу, из подлинно народной веры всё более и более превращается в забюрократизированную систему, в придаток государственного аппарата. Савелий Туберозов стремится возродить православие как живое дело. В своих проповедях он хочет приблизить христианство к простому народу, для чего включает в них примеры из повседневной жизни. Однако именно это не нравится чиновникам и становится первым шагом к его горькому финалу. Протопоп до глубины души («моя утроба сим до кровей возмущается») огорчён тем, что «мы во Христа крестимся, но ещё во Христа не облекаемся», то есть относимся к вере совершенно формально, не преобразуем свою живую душу и всю жизнь по заветам Иисуса. Герой даже отмечает постоянно ожесточенную вражду и ненависть к вере не только со стороны нигилистов, но и со стороны властей (городничий упрекает священника за излишне «ревнивую нетерпимость к неверию»). Видя всё это, герой восстаёт «против ухищрений тайных врагов государства». В одной из проповедей о. Савелий сравнивает людей, возносящих Богу лживые, формальные молитвы, с менялами и торговцами, которых Христос изгнал из храма. Протопоп желает видеть храм совсем пустым, но без этих торговцев своей совестью. Отождествляя Русь и Православие, о. Савелий, по существу, поднимает вопрос о социальном значении христианства. Рядом с Туберозовым находятся и поддерживают его Наталья Николаевна, о. Захария Бенефактов, дьякон Ахилла Десницын и многие простые прихожане. Им тенденциозно противопоставлены чиновники от церкви (запрещающие герою служить в храме).

Вторая тема – семья, семейные отношения. Семью Лесков показывает как «малую церковь», а семейную жизнь – как праведнический подвиг и послушание. Лесков неистощим в придумывании различных мелочей для передачи того счастья и любви, которые царят в семье Туберозовых. Это и кокетливые заигрывания Натальи с мужем, и описание забот и тревог, переполняющих протопопицу (из любви к мужу она готова пожертвовать собой и молча терпеть вместе с ним тяготы). Чтобы подчеркнуть единство душ Савелия и Натальи, Лесков показывает, как, уходя ко сну, они одновременно крестят друг друга, причем руки их, легко и быстро совершая обычное действие, ни на мгновение не сталкиваются – до такой степени каждый из них чувствует другого. Единственное, что омрачает их семейную жизнь – отсутствие детей. Глубокое эмоциональное воздействие производит эпизод, где Наталья спрашивает супруга, нет ли у него ребенка на стороне, прижитого до брака, тогда они могли бы взять и воспитать его. Потрясенный этой детской непосредственностью протопоп опускается перед женой на колени и, рыдая, кланяется ей до земли. Лесков устами о. Савелия утверждает, что только на Руси родятся такие добродетельные женщины, и такими их воспитывает Сам Бог. Писатель показывает в хронике пример чистой, смиренной и жертвенной любви, которую он считал основой семьи, и предлагает её в качестве образцовой. Отсутствие детей следует объяснить как следствие полной духовной и телесной трансформации героев. Они уже принадлежат не нашему миру, а в «царстве Божием не родят».

Третья тема – проблема смерти. Одновременно с духом веры и любви хронику переполняет дух смерти. Однако дух этот не мрачный, не тягостный, а светлый, местами даже радостный. Лесков, как писатель-христианин, понимает смерть физического тела лишь как освобождение души и переход к жизни вечной. Но обстоятельства смерти и сам процесс умирания описывает подробно, считая их логическим завершением и кульминацией жизни человека. Писатель раскрывает перед нами глубокие мистические переживания своих героев. Так, у Натальи Туберозовой перед смертью открывается духовное видение: она созерцает потусторонний мир в образе бесконечно-огромного храма. Смерть её мужа о. Савелия представлена такой же трагической и сильной, какой была и вся его жизнь. Только после мучительной борьбы с самим собой он смог побороть непреклонность и умер, простив всех, кто гнал его и кто унижал имя и дело Христово. Умирающий священник становится заступником рода человеческого пред Господом. Страшные страдания, которые испытывает перед смертью дьякон Ахилла, должны искупить всё неистовство, безудержные порывы и заблуждения его наивной души. Он также обретает глубокий мистический опыт и перед смертью созерцает наяву огнеликого демона, который искушал его всю жизнь и толкал на глупые поступки. В последней битве дьякон побеждает беса и обретает освобождение, пройдя мытарства. Что же касается о. Захария, то его смерть была такой же лёгкой и тихой, как тиха и невинна была вся его жизнь: он просто уснул в храме во время пасхального богослужения. Такая смерть старого священника является наградой ему за смирение и простоту.

Всё в жизни человека есть лишь средство выражения личностного мифа. Миф потому и является личностным, что личность проявляется в нём, здесь открываются все её тайны и глубины. Миф делает в человеке всё своим, подчиняет себе, управляет всем, но и открывает человеку, дарует всё, что только есть в Абсолюте. Дело человека – воспользоваться дарами или отвергнуть их в позитивистском отрицании мифа, Логоса или в их символическом восприятии. Именно этот  трагический выбор часто ложится в основу мифологического романа. Миф пронизывает все сферы жизни души, сознания, характера героя мифологического романа, упорядочивая их и управляя ими. Этим миф дарует герою мифологического романа всеединство, цельность, и только в аспекте этой цельности личностный миф познаваем как жанрообразующий элемент мифологического романа. Миф творит героя романа, преобразуя его на свой лад, по своим образцам, но благодаря этому герой открывает себя в Вечности, в бессмертии. Воскресение и бессмертие героя есть, прежде всего, бессмертие мифа – личного и священного, легшего в основу романа. Так миф превращается в реальное событие и ложится в основу художественных произведений Лескова.

____________________

@ Телегин С. М., 2009

 

Постоянный адрес этой страницы: http://leskoviana.narod.ru/2009/telegin2009.htm

 

 

Hosted by uCoz