МЕЖДУНАРОДНЫЙ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «ЛЕСКОВИАНА. ТВОРЧЕСТВО Н. С. ЛЕСКОВА» |
|
|
Наш электронный адрес: leskoviana@list.ru |
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ
«ЛЕСКОВИАНЫ-2009» |
|
Шелковникова
Лариса Феогевна (Россия, г. Барнаул) кандидат философских наук,
доцент Религиозно-этическая мысль Н. С. Лескова в контексте
эпохи В XXI веке Россия начала новый
эпохальный виток своего социального и культурного развития. Выстраивая парадигму
будущего, важно вернуться к наследию классической русской литературной и
философской мысли. В этом смысле обращение к социально-философским идеям
мыслителей и художников прошлого, среди которых значительное место занимает выдающийся
самобытный русский писатель и мыслитель Николай Семёнович Лесков (1831-1895),
представляется значимым и важным. Общеизвестно, что интеллектуальная история
России обычно отождествлялась с историей русской «общественной мысли». Изучались
и другие религиозные идеи и течения, однако поскольку в них усматривалась некоторая
форма оппозиции государственной власти и церкви. Таким образом, собственно религиозная
сторона, как правило, игнорировалась. После революции В связи с всё возраставшим интересом к социальной
философии, выраженной в произведениях великих русских писателей, появилась
потребность в выработке методологии такого исследования. Наиболее
плодотворные пути в решении проблемы были намечены в работах М. М. Бахтина, в
его идее двух «контекстов понимания» художественной литературы («малое время
понимания» и «большое время понимания»). Так, роман Ф. М. Достоевского «Бесы»
есть и полемический отклик на движение 1860-х годов с его идеями
насильственного переустройства мира, и, одновременно, модель мира, фиксирующая
некое инвариантное состояние общественного бытия. Но и при таком рассмотрении
философский смысл произведения остается, как правило, неисследованным. Снятие противоречий возможно на основе так называемого
аксиологического подхода, позволяющего
рассмотреть философский смысл произведения, ориентируясь на большое историческое
время. И в этом случае «Бесы» Ф. М. Достоевского окажутся романом о судьбах
всего человечества, о судьбах мира, истории и культуры. Теоретической основой
такого рассмотрения будет признание существования особых типов культур, форм
поведения, особой ментальности - онтологической характеристики мира как
целого. При реализации данного подхода исследователь столкнётся
с задачей раскрытия христианского подтекста русской культуры. Один из путей для раскрытия богатейшего потенциала
русской культуры – исследование социальной мысли, развиваемой великими
русскими писателями. Среди них прежде всего
выделяются Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и Н. С. Лесков. Вопросы социальной роли религии и церкви во 2-ой
половине XIX века особенно остро были поставлены в творчестве Ф. М.
Достоевского и Л. Н. Толстого. Однако независимо от указанных мыслителей, а
иногда и несколько раньше их проблема сущности религиозного сознания была поставлена
в социальной философии Н. С. Лескова. Важнейшей стороной этой проблемы явилось
рассмотрение взаимосвязи вселенского и национального
в христианстве. Интерес русских мыслителей XIX века к этой проблеме
был вызван потребностью определить социальные и духовные пути развития
России. Причина обращения к данной проблеме кроется ещё и в том, что XIX век
стал веком возрождения русской святости как высшего нравственного идеала.
Вышедшие из одного источника – из Сергиева монастыря – два направления русской
святости впоследствии представили два противоположные по духу явления в
русской религиозной традиции: религия страха и религия любви. Обращение религиозной мысли России XIX века к
коренному вопросу древнерусской святости – о соотношении страха и любви – органически
связалось с проблемой вселенского и национального, поставленной и в споре
между славянофилами и западниками. Лесков в своих произведениях разрабатывает своеобразную
социальную программу движения общества по пути прогресса и уже в ранних
произведениях обозначает приоритет духовного начала над внешними формами
жизни. В качестве центральной эта проблема поставлена в статье «Граф Л. Н. Толстой
и Ф. М. Достоевский как ересиархи» (1883), которая явилась откликом на книгу К. Н. Леонтьева «Наши
новые христиане». Центральная проблема в работе К. Н. Леонтьева – рассуждение
о страхе Божием как необходимом признаке истинной веры. Откликаясь на книгу
К. Н. Леонтьева, Лесков подчёркивает в качестве центральной проблему выбора
между религией любви и религией страха. Постановкой этой проблемы
Лесков осуществляет обращение к традициям древнерусской святости, обозначившимся
в разделении их на два основных русла, нашедших современное Лескову выражение
в двух очагах – Оптиной пустыни и Саровской обители. Лесков полемизирует с К.
Н. Леонтьевым и возражает по поводу его упрёка в «одностороннем христианстве»
Л. Н. Толстому и Ф. М. Достоевскому. Первую часть работы Лесков посвящает
анализу взглядов Ф. М. Достоевского в интерпретации К. Н. Леонтьева. За
отправные пункты Лесков берёт те же тексты, что и К. Н. Леонтьев. Одним из
таких текстов является Пушкинская речь Ф. М. Достоевского. Защищая Ф. М. Достоевского
от критических высказываний К. Н. Леонтьева, Лесков отдаёт свой голос религии любви. Следующая часть статьи Лескова посвящена проблеме выбора
между любовью и страхом как неизбежными сторонами практически любой религии. Противопоставляя
религии страха религию любви, Лесков
опирается на известные места в Новом Завете, утверждающие, что «Бог есть
любовь». Теоретическое и художественное обоснование вслед за
Ф. М. Достоевским и Л. Н. Толстым стремления к единению и согласию в христианстве
привело Лескова к теме раскола внутри православной церкви. Проблема
разъединения людей по признаку веры является, по Лескову, одной из самых драматичных
сторон человечества. Теме раскола русской церкви посвящены многие
произведения Лескова, но наиболее драматично эта тема раскрывается в повести «Запечатленный
ангел». В описании обряда и быта раскольников Лесков
настойчиво подчёркивает мысль о том, что трагедия древнерусской святости заключается
не в самом факте раздвоения религиозного сознания, а в том, что полную победу
одержало московское направление, в результате чего в религиозной жизни устанавливается
надолго тот тип уставного благочестия, обрядового исповедничества, который
казался тяжким даже православным грекам. В повести «Запечатленный ангел» Лесков поднимает
одну из важных проблем, проблему взаимоотношения государства и религии.
Отношения эти, по Лескову, конфликтны. «Запечатленный ангел»
– это, с одной стороны, ангел «с разрешительной печатью» государства, а с
другой – это ангел, низверженный на землю, то есть «падший». Это обстоятельство
позволяет сделать вывод о том, что Лесков во вмешательстве государства в дела
религиозные видит зло, которое он воспринимает и на мистическом уровне. Так что если в статье «Граф Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский
как ересиархи «Лесков ратует за единение внутри христианства, то повесть «Запечатленный
ангел» – это своеобразное воззвание к единению внутри православия. Итак, определяющим в религиозном сознании Н. С. Лескова
и Ф. М. Достоевского является стремление к миру и единению. Диалектика вселенского и национального у Лескова проявляется в стремлении
к гармоничному сосуществованию национального и вселенского, одушевлённому
единой верой во Христа. ____________________ @ Шелковникова Л. Ф., 2009 Постоянный адрес этой страницы: http://leskoviana.narod.ru/2009/shelkovnikova2009.htm |