МЕЖДУНАРОДНЫЙ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «ЛЕСКОВИАНА. ТВОРЧЕСТВО Н. С. ЛЕСКОВА» |
|
|
Наш электронный адрес: leskoviana@list.ru |
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ
«ЛЕСКОВИАНЫ-2009» |
|
Непомнящих Наталья Алексеевна (Россия,
г. Новосибирск) кандидат филологических наук,
старший научный сотрудник сектора литературоведения Прозрение в
«Пугале» Н. С. Лескова: мотив и лейтмотивы Мотив слепоты / прозрения является важным сюжетным слагаемым для
многих произведений Н. С. Лескова. В «Пугале» этот мотив становится основой
создания внутреннего сюжета. На первый взгляд, повесть
складывается из «микроисторий», микросюжетов о мнимых проделках местного
мужика, живущего на отшибе, в лесу, слывущего колдуном, и повествования о том
впечатлении, которое производят эти рассказы на мальчика, главного героя.
Однако постоянная апелляция персонажей к органам зрения, задающая
повторяемость в тексте повести лексики со значением «видеть», «смотреть»,
«изменяться на глазах» и т. п., заставляет задуматься о её
семантике в структуре художественного целого произведения. Мотив зрения / слепоты
/ прозрения «работает» на текстовом уровне, растворяясь в семантическом поле
лексики, связанной со зрением и глазами, и создаёт помимо
фабульного внутренний, скрытый сюжет. Писатель обращает читательское
внимание на обозначенную проблему первоначально в эпиграфе, потом, словно
подводя итоги, снова и уже напрямую обращается к мотивам слепоты / прозрения
в финале, где переживший духовное прозрение ребёнок выслушивает следующее
наставление священника по поводу произошедшего: «Христос озарил для тебя тьму, которою окутывало твоё воображение
– пусторечие тёмных людей… Лицо его казалось вам тёмным, потому что око ваше было темно. Наблюди это,
чтобы в другой раз не быть таким же
слепым». Источник мотива прозрения – евангельская притча об исцелении
Христом слепого, где в метафорическом плане слепота уподобляется заблуждению.
Таким же образом обстоит дело и в повести Лескова, и можно с полным правом
сказать, что, положив в основу известный сюжет и обогатив его различными
смысловыми обертонами, писатель актуализирует его вневременное значение. «Материальной» нитью, связующей
эпиграф с финалом, в котором обнажается назидательная идея духовного прозрения,
является «пронизанность» текста произведения лексикой, обозначающей различные
трансформации зрения. В заключение повести следует ссылка на слова евангелия:
«Так всегда зло родит другое зло и побеждается только добром, которое, по
слову евангелия, делает око и сердце
наше чистыми». Важно, что истинное зрение невозможно без «чистого
сердца». Можно с уверенностью сказать, что за внешним
содержательным слоем страшных историй и злоключений с благополучным исходом,
скрывается ещё один план повествования – рассказ о прозрении героев и, прежде
всего ребёнка, о важности зрения внутреннего, духовного, которое изначально
есть внутри каждого, но бывает утрачено под воздействием внешних
обстоятельств или окружающих людей, под давлением всеобщего мнения, которое
отнюдь не всегда бывает истинным. ____________________ @ Непомнящих Н. А., 2009 Постоянный адрес этой страницы: http://leskoviana.narod.ru/2009/nepomnjaschih2009.htm |