МЕЖДУНАРОДНЫЙ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЛЕСКОВИАНА. ТВОРЧЕСТВО Н. С. ЛЕСКОВА»

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 

 

Наш электронный адрес: leskoviana@list.ru

 

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ «ЛЕСКОВИАНЫ-2009»

 

Непомнящих Наталья Алексеевна (Россия, г. Новосибирск)

 

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник сектора литературоведения
Института филологии Сибирского отделения Российской Академии Наук

 

Прозрение в «Пугале» Н. С. Лескова: мотив и лейтмотивы

 

Мотив слепоты / прозрения является важным сюжетным слагаемым для многих произведений Н. С. Лескова. В «Пугале» этот мотив становится основой создания внутреннего сюжета.

На первый взгляд, повесть складывается из «микроисторий», микросюжетов о мнимых проделках местного мужика, живущего на отшибе, в лесу, слывущего колдуном, и повествования о том впечатлении, которое производят эти рассказы на мальчика, главного героя. Однако постоянная апелляция персонажей к органам зрения, задающая повторяемость в тексте повести лексики со значением «видеть», «смотреть», «изменяться на глазах» и т. п., заставляет задуматься о её семантике в структуре художественного целого произведения. Мотив зрения / слепоты / прозрения «работает» на текстовом уровне, растворяясь в семантическом поле лексики, связанной со зрением и глазами, и создаёт помимо фабульного внутренний, скрытый сюжет.

Писатель обращает читательское внимание на обозначенную проблему первоначально в эпиграфе, потом, словно подводя итоги, снова и уже напрямую обращается к мотивам слепоты / прозрения в финале, где переживший духовное прозрение ребёнок выслушивает следующее наставление священника по поводу произошедшего: «Христос озарил для тебя тьму, которою окутывало твоё воображение – пусторечие тёмных людей… Лицо его казалось вам тёмным, потому что око ваше было темно. Наблюди это, чтобы в другой раз не быть таким же слепым». Источник мотива прозрения – евангельская притча об исцелении Христом слепого, где в метафорическом плане слепота уподобляется заблуждению. Таким же образом обстоит дело и в повести Лескова, и можно с полным правом сказать, что, положив в основу известный сюжет и обогатив его различными смысловыми обертонами, писатель актуализирует его вневременное значение.

«Материальной» нитью, связующей эпиграф с финалом, в котором обнажается назидательная идея духовного прозрения, является «пронизанность» текста произведения лексикой, обозначающей различные трансформации зрения. В заключение повести следует ссылка на слова евангелия: «Так всегда зло родит другое зло и побеждается только добром, которое, по слову евангелия, делает око и сердце наше чистыми». Важно, что истинное зрение невозможно без «чистого сердца». Можно с уверенностью сказать, что за внешним содержательным слоем страшных историй и злоключений с благополучным исходом, скрывается ещё один план повествования – рассказ о прозрении героев и, прежде всего ребёнка, о важности зрения внутреннего, духовного, которое изначально есть внутри каждого, но бывает утрачено под воздействием внешних обстоятельств или окружающих людей, под давлением всеобщего мнения, которое отнюдь не всегда бывает истинным.

____________________

@ Непомнящих Н. А., 2009

 

Постоянный адрес этой страницы: http://leskoviana.narod.ru/2009/nepomnjaschih2009.htm

 

 

Hosted by uCoz