МЕЖДУНАРОДНЫЙ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЛЕСКОВИАНА. ТВОРЧЕСТВО Н. С. ЛЕСКОВА»

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 

 

Наш электронный адрес: leskoviana@list.ru

 

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ «ЛЕСКОВИАНЫ-2009»

 

Мудрова Наталья Владимировна (Украина, г. Горловка, Донецкая обл.)

 

старший преподаватель кафедры практики иностранных языков
Горловского государственного педагогического института иностранных языков

 

Онимная игра как средство поэтики в произведениях Н. С. Лескова

 

Структурно-семантическая и ассоциативно-коннотативная специфика собственного имени позволяют ему выполнять в художественном произведении стилистическую, характеризующую и ряд других функций. Как универсальная лексическая категория текста поэтоним участвует в эстетической реализации персонажа, повествователя или автора и его действий во времени и пространстве, представленных в лингвистике текста категориями антропоцентричности и локально-темпорального континуума, на основе которого строится художественный мир в литературном произведении.

В разнообразии художественных средств произведения имя собственное играет важную, а иногда и основную роль. Формы и приемы актуализации выразительных возможностей поэтонимов обусловливаются особенностями их семантики и структуры.

Одним из действенных средств поэтики служит языковая игра. Случаи языковой игры, реализующейся на материале собственных имен, мы называем онимной игрой. Игровой эффект возникает благодаря особому использованию ресурсов языка, и часто именно универсальные особенности онима «провоцируют» игру. Среди них – потенциальная способность проприальных единиц к апеллятивизации и коннотонимизации, вариативность имени и т. п.

Кроме того, онимная игра выступает как средство поэтики, обладающее высокой экспрессией. Мы считаем возможным все средства поэтики собственных имён условно разделить на игровые и неигровые. К неигровым средствам поэтики онимов можно отнести: 1) все узуальные средства (хотя в художественном тексте их употребление может актуализировать повышенное внимание к социальному статусу носителя имени, его национальной принадлежности и другим характеристикам); 2) традиционные стилистические приёмы (метонимии, синекдохи, сравнения и пр.).

К игровым средствам поэтики онимов относятся, прежде всего, уклонения от нормы. Результатом онимной игры в таких случаях становится создание того или иного эстетического эффекта (комического, сатирического, иронического, трагического и т.п.) в зависимости от целей автора.

Как показывают наблюдения, грань между нормативно-образным и игровым употреблением языковых единиц достаточно зыбкая, и в зависимости от контекста один и тот же оним может функционировать и как узуальный, и как игровой. Эффект игры может возникать в случаях, когда: а) узуальный поэтоним употребляется в игровом контексте; б) игровой поэтоним употребляется в узуальном контексте; в) игровой поэтоним употребляется в игровом контексте.

Среди средств онимной игры и поэтики собственных имен в произведениях Н. С. Лескова наиболее часто используемыми являются:

1) суффиксация (для образования различных экспрессивно-оценочных форм именования персонажей);

2) контаминация и народная этимология;

3) каламбуры различных типов;

4) отонимные образования, относящиеся к различным частям речи (существительные, глаголы, наречия и т. д.), значения которых, как правило, связаны с образами общеизвестных лиц, географических объектов, литературных персонажей и т. п.

Игра писателя с собственными именами реализуется в виде аллюзий и реминисценций, ярких примеров стилизации речи персонажей, поэтики безымянности и других стилистических эффектов. В онимной игре задействуются все разряды проприальной лексики: антропоэтонимы различных структур и типов, топопоэтонимы, гидропоэтонимы, артиопоэтонимы и т. д.

Анализ поэтики онимов в произведениях Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», «Левша», «Очарованный странник», «Старый гений» позволяет ещё раз отметить, что выбор автором языковых и стилистических средств, в особенности в сфере поэтонимии, обусловливается жанром произведения. Так, в повестях и рассказах реалистического направления писатель: 1) эксплуатирует широкое разнообразие паспортных и квалитативных антропоэтонимов (пейоративов, диминутивов, прозвищ), отражающих нормы узуального употребления имен в описываемый исторический период; 2) активно обыгрывает способность собственных имен передавать чувства и эмоции персонажей, иллюстрировать динамику развития их отношений, разделять людей по принципу «свои – чужие»; 3) широко использует аллюзии, интертекстуальные связи.

Языковая стихия балагурства и острословия характерна для произведений сказового жанра, однако это справедливо и в отношении других жанров, где речь персонажей «моделируется» по правилам просторечия. Поэтому в таких «играют» каламбуры и индивидуально-авторские онимные окказионализмы, образованные с помощью контаминации и народной этимологии.

____________________

@ Мудрова Н. В., 2009

 

Постоянный адрес этой страницы: http://leskoviana.narod.ru/2009/mudrova2009.htm

 

 

Hosted by uCoz