МЕЖДУНАРОДНЫЙ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «ЛЕСКОВИАНА. ТВОРЧЕСТВО Н. С. ЛЕСКОВА» |
|
|
Наш электронный адрес: leskoviana@list.ru |
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ
«ЛЕСКОВИАНЫ-2009» |
|
Мотырев Сергей
Васильевич (Россия, г. Иваново) учитель русского языка и
литературы, методист Института развития образования
Ивановской области Духовно-нравственный
аспект изучения творчества Н. С. Лескова в школе Н. С. Лесков – писатель своеобразный, достаточно сложный, во многом
непонятый, нераскрытый. Не принадлежа ни к одной из идейных, политических или
литературных группировок своего времени, он стоит особо в истории русской литературы,
и «самостоянье» его видится тем значительнее, чем далее мы отходим от его
эпохи. Интерес к писателю не был устойчивым и постоянным, он то разгорался,
то затухал. Эти всплески в 1910-е, в 1930-е и в 1970-е годы объясняются, на
наш взгляд, возникавшим в обществе дефицитом правды, желанием обратиться к
истокам, чтобы разобраться в сути происходящего. Лесковское слово становилось
в эти годы источником знаний о нас самих, давало надежду на выход из
исторических тупиков, питало нравственные силы нации. Лесковские герои – люди русской земли, а не «классовый элемент». За
такое отношение к человеку как «самодостойной личности», а не как к носителю
сословных черт или политических убеждений Лесков боролся на протяжении всей
своей жизни с критиками разных лагерей и направлений. К такому взгляду на
человека мы только начали более или менее осмысленно подходить в
перестраивавшейся общественно-политической и культурной жизни нашей страны на
исходе ХХ века. Творчество Лескова достойно большего внимания в нашем школьном
образовании. Невозможно отказаться от огромного воспитательного воздействия
произведений писателя, от того нравственно-этического потенциала, который они
содержат. Без Лескова, без его «очарованной» Руси, без его «праведников» и
страдальцев, богатырей и убогих, «блажных» и «блаженных» наше представление о
собственной истории, национальное самосознание остаются неполными. Неслучайно
Лесков был одним из любимых писателей М. Горького с его тягой к героическому,
к подвигу во имя человека. Это свойство таланта Лескова, вероятно, имел в
виду Л. Н. Толстой, называя его писателем будущего. Воспитывая же в школе
наше будущее – детей, невозможно обойтись в этом важнейшем деле без такого
мощного подспорья, как творчество Лескова. Основной целью данной статьи является желание показать на конкретном
практическом материале, как последовательно, системно и без особой перегрузки
учащихся можно вести уроки по творчеству Лескова в условиях обычной общеобразовательной
школы. В нашем тематическом плане 15 уроков для 5-10 классов по восьми
произведениям Лескова: «Маланья-голова баранья», «Лев старца Герасима»,
«Рассказ про чертову бабку» (5 класс); «Левша» (6 класс); «Тупейный художник»
(7 класс); «Человек на часах» (8 класс); «Леди Макбет Мценского уезда»,
«Очарованный странник» (10 класс). Методические разработки уроков
представлены в статье. Многолетний опыт работы в школе показывает нам, что творчество Лескова
в школе изучать можно и нужно более основательно. Знакомство с произведениями
писателя даёт широкие возможности для развития духовного потенциала
подрастающего поколения, обогащает внутренний мир школьников, формирует
самосознание личности, раскрывает особенности национального характера и
национальной истории, а значит вносит неоценимый вклад в подготовку
подростков и юношества к самостоятельной взрослой жизни. ____________________ @ Мотырев С. В., 2009 Постоянный адрес этой страницы: http://leskoviana.narod.ru/2009/motyrev2009.htm |