МЕЖДУНАРОДНЫЙ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЛЕСКОВИАНА. ТВОРЧЕСТВО Н. С. ЛЕСКОВА»

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 

 

Наш электронный адрес: leskoviana@list.ru

 

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ «ЛЕСКОВИАНЫ-2009»

 

Мотырев Сергей Васильевич (Россия, г. Иваново)

 

учитель русского языка и литературы,

методист Института развития образования Ивановской области

 

Духовно-нравственный аспект изучения творчества Н. С. Лескова в школе
(из опыта работы)

 

Н. С. Лесков – писатель своеобразный, достаточно сложный, во многом непонятый, нераскрытый. Не принадлежа ни к одной из идейных, политических или литературных группировок своего времени, он стоит особо в истории русской литературы, и «самостоянье» его видится тем значительнее, чем далее мы отходим от его эпохи.

Интерес к писателю не был устойчивым и постоянным, он то разгорался, то затухал. Эти всплески в 1910-е, в 1930-е и в 1970-е годы объясняются, на наш взгляд, возникавшим в обществе дефицитом правды, желанием обратиться к истокам, чтобы разобраться в сути происходящего. Лесковское слово становилось в эти годы источником знаний о нас самих, давало надежду на выход из исторических тупиков, питало нравственные силы нации.

Лесковские герои – люди русской земли, а не «классовый элемент». За такое отношение к человеку как «самодостойной личности», а не как к носителю сословных черт или политических убеждений Лесков боролся на протяжении всей своей жизни с критиками разных лагерей и направлений. К такому взгляду на человека мы только начали более или менее осмысленно подходить в перестраивавшейся общественно-политической и культурной жизни нашей страны на исходе ХХ века.

Творчество Лескова достойно большего внимания в нашем школьном образовании. Невозможно отказаться от огромного воспитательного воздействия произведений писателя, от того нравственно-этического потенциала, который они содержат. Без Лескова, без его «очарованной» Руси, без его «праведников» и страдальцев, богатырей и убогих, «блажных» и «блаженных» наше представление о собственной истории, национальное самосознание остаются неполными. Неслучайно Лесков был одним из любимых писателей М. Горького с его тягой к героическому, к подвигу во имя человека. Это свойство таланта Лескова, вероятно, имел в виду Л. Н. Толстой, называя его писателем будущего. Воспитывая же в школе наше будущее – детей, невозможно обойтись в этом важнейшем деле без такого мощного подспорья, как творчество Лескова.

Основной целью данной статьи является желание показать на конкретном практическом материале, как последовательно, системно и без особой перегрузки учащихся можно вести уроки по творчеству Лескова в условиях обычной общеобразовательной школы. В нашем тематическом плане 15 уроков для 5-10 классов по восьми произведениям Лескова: «Маланья-голова баранья», «Лев старца Герасима», «Рассказ про чертову бабку» (5 класс); «Левша» (6 класс); «Тупейный художник» (7 класс); «Человек на часах» (8 класс); «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник» (10 класс). Методические разработки уроков представлены в статье.

Многолетний опыт работы в школе показывает нам, что творчество Лескова в школе изучать можно и нужно более основательно. Знакомство с произведениями писателя даёт широкие возможности для развития духовного потенциала подрастающего поколения, обогащает внутренний мир школьников, формирует самосознание личности, раскрывает особенности национального характера и национальной истории, а значит вносит неоценимый вклад в подготовку подростков и юношества к самостоятельной взрослой жизни.

____________________

@ Мотырев С. В., 2009

 

Постоянный адрес этой страницы: http://leskoviana.narod.ru/2009/motyrev2009.htm

 

 



Hosted by uCoz