МЕЖДУНАРОДНЫЙ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЛЕСКОВИАНА. ТВОРЧЕСТВО Н. С. ЛЕСКОВА»

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 

 

Наш электронный адрес: leskoviana@list.ru

 

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ «ЛЕСКОВИАНЫ-2009»

 

Малиночка Лариса Николаевна (Россия, г. Тверь)

 

кандидат филологических наук,
заместитель директора курсов повышения квалификации и переподготовки кадров
Тверского училища культуры имени Н. А. Львова

 

Поэтика бытописания в творчестве А. П. Чехова и Н. С. Лескова

 

Задачу данной работы можно определить, как попытку проследить перекличку чеховского «Архиерея» с «Мелочами архиерейской жизни» Н. С. Лескова. В исследовании обращается внимание на то, что фундаментом литературно-эстетических взглядов Н. С. Лескова является принцип воспроизведения художником действительности оптимально приближенной к реальности. Отсюда пристальное внимание автора к бытовым мелочам, умение с помощью небольших деталей увеличить содержательную ёмкость произведения. Анализ позволяет сделать вывод, что бытовая сторона жизни чеховского архиерея неоднократно вызывает ассоциации с повседневной жизнью героев Лескова.

В первую очередь обращает на себя внимание схожесть интерьера жилых помещений в обоих произведениях: «Кто хоть раз бывал в архиерейском доме, тот знает, как там все нелюдимо, дико и как-то бесприютно <…> Ещё одно общее архиерейским домам отличительное и притом удивительное свойство, это необъяснимый запах старыми фортепианами, который очень легко чувствовать…» (Н. С. Лесков). «Кажется, жизнь бы отдал, только бы не видеть этих жалких, дешёвых ставень, низких потолков, не чувствовать этого тяжёлого монастырского запаха» (А. П.Чехов). Интересной и ощутимой представляется перекличка той части 8 главы «Мелочей архиерейской жизни», в которой рассказывается об иеромонахе Иринархе, обладавшем «удивительным мастерством» и «удивительным несчастьем» «писать всех на одно лицо»», «даже мужчины и женщины у него все схожи между собою». Похожее выражение встречаем и у Чехова: «преосвященному Петру казалось, что все лица – и старые, и молодые, и мужские и женские – походили одно на другое, у всех <…> одинаковое выражение глаз». Определённую соотнесённость можно проследить между событиями, разворачивающимися в 7 главе «Мелочей архиерейской жизни» и последним видением преосвященного Петра. Предсмертное видение чеховского героя, когда «он уже простой, обыкновенный человек, идёт по полю быстро, весело <…> и он свободен теперь, как птица, может идти, куда угодно!» выглядит, как воплощение идеала героев обоих произведений, в котором свобода и счастье сливаются воедино. Таким образом, путем освещения «ежедневных мелочей», составляющих жизнь главных героев, авторы разворачивают перед читателем общую картину российской действительности. Проведенный анализ, также, дает возможность утвердиться в убеждении, что способность А. П. Чехова, говорить о глобальных проблемах на уровне быта, во многом унаследована им от Н. С. Лескова.

____________________

@ Малиночка Л. Н., 2009

 

Постоянный адрес этой страницы: http://leskoviana.narod.ru/2009/malinochka2009.htm

 

 



Hosted by uCoz