МЕЖДУНАРОДНЫЙ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЛЕСКОВИАНА. ТВОРЧЕСТВО Н. С. ЛЕСКОВА»

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 

 

Наш электронный адрес: leskoviana@list.ru

 

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ «ЛЕСКОВИАНЫ-2009»

 

Лукьянчикова Наталья Владимировна (Россия, г. Ярославль)

 

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русской литературы
Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского

 

«Характер ваш почтенен»: идеальный человек в неидеальном мире
(на материале повести Н. С. Лескова «Однодум»)

 

Значительный круг произведений писателя 1860-1880-х годов имеет связь с агиографией, многие лесковские тексты можно назвать вариантами жития. Наиболее отчетливо жанровые признаки жития (в трансформированном виде) представлены в ряде рассказов и повестей, объединённых Н. С. Лесковым в цикл «Праведники».

В разное время в произведениях Лескова появляются разные типы персонажей, которых можно соотнести с житийными: проповедники веры (прежде всего в рассказе «На краю света»), герои бескорыстные, «безмездные» («Инженеры-бессребреники», «Кадетский монастырь», «Скоморох Памфалон»), вдохновенные труженики («Запечатленный ангел») и другие. Но наиболее интересным типом – принципиальным типом для Лескова – становится тип героя-«простеца», который зачастую включает в себя признаки перечисленных выше типов. Только «простец», с его точки зрения, способен сохранять праведность в неправедном мире, жить в нём по законам мира должного. В «Однодуме» таким героем-простецом является Рыжов (правда, облик его не иконный, а очень живой, реалистичный.

Как известно, жития святых – это произведения с чётко регламентированной структурой, всякое житие строится по устойчивому канону в соответствии с традицией. Различия между житийными разновидностями обусловлены прежде всего типом героя – святого, чей образ лёг в основу повествования.

Самоотверженное добро и неукоснительное исполнение нравственного долга, равно как и покаянное осознание человеком собственной греховности и стремление к духовному совершенству мыслятся Лесковым столь глубоко укорененными в человеческой натуре, что он находит возможным реализовать идеальное воплощение современного ему героя в рамках древнерусской агиографической традиции.

Напомним, что агиобиография стремится устранить из рассказа индивидуальные черты характера героя. Агиобиографическое произведение этикетно. Рассмотрим, какие основные аспекты характерны для агиобиографии:

1) общий замысел агиографического произведения, целью которого является не запечатление конкретного характера, но показ типологизированной модели поведения (праведник, грешник, злодей), при этом герой занимает определенную позицию на стороне добра или зла, Бога или Дьявола;

2) построение произведения в соответствии со строго предусмотренной канонической формой;

3) неторопливое повествование в третьем лице о герое, перемежающееся пафосным восхвалением его добродетелей.

Созданный Лесковым в 1870-1880-х годах цикл о «праведниках» и примыкающие к нему произведения уже названием своим открыто ориентируют на выявление в произведениях агиографических элементов, которые в некоторых фрагментах текстов «лежат на поверхности». Рассмотрим на материале рассказа «Однодум», в какой мере конкретный тип агиографических произведений становятся «литературным источником» для Лескова в художественном решении этической задачи показать образ современного праведника во всём его многообразии и противоречивости. В замысле «Однодума» просматривается ориентация Лескова на традиции преподобнического жития (в частности ряд мотивов ориентирован на широко известные «Житие Феодосия Печерского» и «Житие Сергия Радонежского»). Перечислим элементы, традиционные для жития, использование которых в «Однодуме» очевидно:

1) во-первых, построение произведения по традиционной для преподобнического жития схеме. Начало жизненного пути Александра Рыжова можно соотнести с многими агиографическими сюжетами: рассказ о детстве героя, его родителях: «…у некоторых приказного рода супругов, по фамилии Рыжовых, родился сын по имени Алексашка» [6, 211]1; раннем сиротстве: «Приказный умер вскоре после рождения этого сына…» [6, 211]; годах учения: «…мастерица научила Алексашку тому, что сама знала. Дальнейшую же, более серьезную науку преподал ему дьяк с косою и кожаным карманом…» [6, 212]; сформированности серьезной жизненной позиции у совсем еще молодого человека: «В четырнадцать лет он уже считал грехом есть материн хлеб… А потому надо было здесь же промыслить себе занятие, и он его промыслил» [6, 213]; трепетном отношении к Святому Писанию: «…всегда носил с собою…серую холщовую сумку, в которой у него лежала толстая книга, имевшая на него неодолимое влияние. Книга эта была Библия» [6, 214].

В дальнейшем повествовании автор предлагает целостное жизнеописание героя, чья жизнь является образцом аскетизма, труженичества, высокой нравственности, совершенного бескорыстия. Финал произведения – возвеличение героя и сообщение о его мирной кончине;

2) во-вторых: повествование в произведении ведется от третьего лица; автор-повествователь, пользуясь, очевидно, воспоминаниями людей, знавших героя, либо какими-то собственными впечатлениями о нем, предлагает последовательный рассказ о его жизни;

3) в-третьих: Лесков постоянно использует традиционные для агиографии мотивы. Назовём среди них мотив «худых риз» («У Александра Афанасьевича и после многих лет его службы…не было форменного платья, и он правил «за городничего» всё в том же просаленном и перештопанном бешмете» [6, 227]. Характерен для агиографии мотив искушения, в частности, искушения дарами, корыстью: «Городничиха сама ему послала от урожая земного две меры картофеля, но он, не развязывая мешков, принёс картофель назад на своих плечах и коротко сказал: «За усердие благодарю, а даров не приемлю» [6, 221].

4) в-четвертых: герой, являющийся воплощением добра, резко противопоставлен миру зла, корысти, бездуховности, и этот мир всячески пытается сбить, столкнуть праведника с избранной им стези: «Городничий возмутился духом… и воздвиг на Рыжова едкое гонение» [6, 219]. Однако праведник остаётся верен выбранному пути, ибо путь этот для него единственно возможный, идти по нему – не только сознательное желание героя, но и желание радостное: «Рыжов нимало не заботился, что о нём думают: он честно служил всем и особенно не угождал никому; в мыслях же своих отчитывался единому, в кого неизменно и крепко верил, именуя его учредителем и хозяином всего сущего» [6, 226].

Житие ставит целью представить более или менее целостное жизнеописание героя. Лесков также достигает этой цели, но делает это достаточно своеобразно, демонстрируя, что «удобная» агиографическая схема для героя слишком узка. Лесковское изображение человека свободно от схематизации и идеализации, свойственной агиографической традиции. Но при этом наблюдается важный элемент сходства: герой Лескова, как и персонаж житийного произведения, внешне скован – и внутренне свободен. Скованность предполагает строжайшее следование раз и навсегда выбранному типу поведения (нормы монастырской жизни, ограничение в пище, одежде, отсутствие развлечений, постоянный контроль за собственными поступками). Свобода же достигается тем, что путь аскетизма, самоограничения выбран сознательно, и не просто разумом выбран – он доставляет особого рода удовлетворение, отвечает сердечной склонности, возможность следовать этим путём является мечтой героя.

 

1 Здесь и далее цит. по: Лесков Н. С. Собрание сочинений: В 11 т. – М.: ГИХЛ, 1956-1958. Ссылки даются в тексте статьи в квадратных скобках; первая цифра – номер тома, вторая – номер страницы

____________________

@ Лукьянчикова Н. В., 2009

 

Постоянный адрес этой страницы: http://leskoviana.narod.ru/2009/lukjanchikova2009.htm

 

 

Hosted by uCoz