МЕЖДУНАРОДНЫЙ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «ЛЕСКОВИАНА. ТВОРЧЕСТВО Н. С. ЛЕСКОВА» |
|
|
Наш электронный адрес: leskoviana@list.ru |
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ
«ЛЕСКОВИАНЫ-2009» |
|
Гребёнкин Алексей Николаевич (Россия,
г. Орёл) ассистент кафедры «Философия и
история» Орловского государственного технического университета Свет и тени
«кадетского монастыря»: Первый кадетский корпус в произведениях Кадетские корпуса – это интереснейший социокультурный феномен,
заслуживающий пристального изучения. Жизни кадет посвящено несколько
литературных произведений. Однако к сообщаемым в них сведениям следует
подходить очень осторожно, ибо в повестях и рассказах кадетские корпуса
зачастую рисуются либо в излишне мрачных тонах, либо «в лучах заливающего
света». Н. С. Лесков, не будучи выпускником военно-учебного заведения, при
создании своего «кадетского цикла» обратился к воспоминаниям бывших
воспитанников Первого кадетского корпуса. В частности, «Кадетский монастырь»
представляет собой обработанную стенограмму воспоминаний бывшего кадета Г. Д.
Похитонова. При этом писатель не ставил перед собой задачу написать
документально подтверждённую историю Первого
кадетского корпуса; его целью было показать, что во времена николаевского
царствования «в некоторых закрытых военно-учебных заведениях насаждался и процветал
дух праведничества и бессребреничества, высшего благородства и
самопожертвования и благочестия». Самым ранним из рассказов «кадетского цикла» является «Кадетский монастырь»,
опубликованный в В чём же заключались наложенные Лесковым «тени» и насколько близко
подошёл писатель в своей новой характеристике «кадетского монастыря» к
реалиям Первого кадетского корпуса того времени? Для ответа на эти вопросы нам потребуется не только сравнить
«Кадетский монастырь» с «Кадетским малолетком с старости», но и привлечь
свидетельства современников Похитонова, проходивших обучение в Первом кадетском корпусе или в других военных учебных
заведениях, а также ряд архивных документов. Рассмотрим вначале личность директора корпуса – Михаила Степановича
Перского. Был ли он на самом деле таким «праведником», каким показал нам его
Лесков? Судя по свидетельствам современников и послужному списку Перского,
директор корпуса действительно был человеком безупречной репутации. Кадеты
его обожали. Генерал полностью посвятил себя корпусу, несколько раз в день обходил
все классы, был неизменно вежлив и приветлив с воспитанниками. Директор редко
покидал территорию корпуса, не имел ни семьи, ни состояния и умер как
античный герой. В «Кадетском малолетке» образ Перского,
вопреки провозглашённой Лесковым цели, остался практически без изменений.
Иначе и быть не могло, ибо внести что-либо негативное в описание личных
качеств директора корпуса, его отношение к подопечным было невозможно. В отличие от «Кадетского монастыря», где «идеальный» Перский ни с кем
не сравнивается, в «Кадетском малолетке», чтобы подчеркнуть чистоту и
благородство характера Перского, Лесков противопоставляет его корпусным
учителям – выходцам из кантонистов, невеждам и пьяницам.
Дело доходило до того, что Перский был вынужден вести уроки вместо учителей,
пивших запоем. Между тем мемуары других воспитанников Первого
кадетского корпуса, обучавшихся в заведении одновременно с информаторами
Лескова, свидетельствуют в пользу того, что преподавание в корпусе велось на
должном уровне, что учителей-пьяниц не было и что Перский никого не замещал. Анализ архивных документов той эпохи показывает, что, с одной стороны,
из 20 преподавателей Первого кадетского корпуса 7
имели высшее образование, а, с другой стороны, 3 преподавателя из кантонистов
и практически все иностранцы не имели никакого образования. Таким образом, в 30-е гг. XIX в., судя по архивным данным,
среди преподавателей Первого кадетского корпуса были
как способные и образованные учителя, так и вчерашние кантонисты. Массового
увольнения негодных учителей в Подводя итоги вышесказанному, можно прийти к выводу, что при Перском
преподавательский состав корпуса был далеко не так плох, как это показано
Лесковым в «Кадетском малолетке…» Встречались среди учителей, конечно, лица,
недостойные этого высокого звания, но это не являлось отличительной
особенностью Первого кадетского корпуса. Недостаточная
квалификация преподавательского состава в той или иной степени была присуща в
то время практически всем кадетским корпусам. Образованный и ответственный руководитель, Перский считал своим долгом
досконально знать все преподававшиеся в корпусе дисциплины. Но он не мог
позволить себе вести уроки за негодных учителей. Вина за чересчур мрачные
тона «Кадетского малолетка» целиком лежит на совести
информатора писателя, который почему-то окружил директора корпуса одними лишь
карикатурами на преподавателей. Не было в Первом
кадетском корпусе и извергов-офицеров, попавших на страницы произведений
Лескова. Что касается других лесковских «праведников» – эконома Боброва и врача
Зеленского, – то их характеристика в «Кадетском малолетке»
осталась прежней. Бывшие кадеты в своих воспоминаниях единодушно подтверждают
высокие моральные качества Боброва и Зеленского. Сохранившийся послужной
список Зеленского свидетельствует о его большом личном мужестве. Подводя итоги вышесказанному, следует сказать, что цель, которую поставил
перед собой Лесков в «Кадетском малолетке», была
достигнута лишь отчасти. Ряд лиц и явлений, описанных в «Кадетском монастыре», вовсе не
нуждался в ретуши. В частности, Бобров и Зеленский были настолько цельными
натурами, что к их правдивым портретам, помещенным в «Кадетском монастыре»,
невозможно было прибавить даже одну «отрицательную» чёрточку. Это
подтверждается и многочисленными свидетельствами бывших кадет, и архивными
документами. Всё, что смог сделать в такой ситуации Лесков, – это повторить
ранее сказанное и добавить одну-две незначительные детали, которые никак
нельзя назвать «тенями». Во-вторых, создавая «Кадетского малолетка»,
Лесков крайне неудачно выбрал информатора. Если в воспоминаниях Похитонова,
хотя и в несколько идеализированном виде, всё же дана правдивая картина жизни
корпуса, то мемуары «кадетского малолетка» – это
«этюд в багровых тонах», в котором почему-то опущены все положительные
стороны «кадетского монастыря», а его недостатки, многократно преувеличенные,
напротив, помещены на первый план. Где должны были быть наложены тени,
появились зловещие черные пятна. Лишь привлечение дополнительных сведений, извлеченных из
многочисленных мемуаров бывших кадет и архивных документов, может
восстановить историческую справедливость. Конечно, несомненных художественных
достоинств «Кадетского малолетка» это не умаляет – литературное произведение
есть литературное произведение, а не анналы Первого
кадетского корпуса, – но, чтобы воссоздать исторические реалии детища
Перского, Боброва и Зеленского, анализ большого пласта кадетских воспоминаний
и архивных источников крайне необходим. ____________________ @ Гребёнкин А. Н., 2009 Постоянный адрес этой страницы: http://leskoviana.narod.ru/2009/grebenkin2009.htm |