| МЕЖДУНАРОДНЫЙ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «ЛЕСКОВИАНА. ТВОРЧЕСТВО Н. С. ЛЕСКОВА» | |
|  | Наш электронный адрес: leskoviana@list.ru | 
| ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ
  «ЛЕСКОВИАНЫ-2009» | |
| Гребёнкин Алексей Николаевич (Россия,
  г. Орёл) ассистент кафедры «Философия и
  история» Орловского государственного технического университета Свет и тени
  «кадетского монастыря»: Первый кадетский корпус в произведениях Кадетские корпуса – это интереснейший социокультурный феномен,
  заслуживающий пристального изучения. Жизни кадет посвящено несколько
  литературных произведений. Однако к сообщаемым в них сведениям следует
  подходить очень осторожно, ибо в повестях и рассказах кадетские корпуса
  зачастую рисуются либо в излишне мрачных тонах, либо «в лучах заливающего
  света». Н. С. Лесков, не будучи выпускником военно-учебного заведения, при
  создании своего «кадетского цикла» обратился к воспоминаниям бывших
  воспитанников Первого кадетского корпуса. В частности, «Кадетский монастырь»
  представляет собой обработанную стенограмму воспоминаний бывшего кадета Г. Д.
  Похитонова. При этом писатель не ставил перед собой задачу написать
  документально подтверждённую историю Первого
  кадетского корпуса; его целью было показать, что во времена николаевского
  царствования «в некоторых закрытых военно-учебных заведениях насаждался и процветал
  дух праведничества и бессребреничества, высшего благородства и
  самопожертвования и благочестия». Самым ранним из рассказов «кадетского цикла» является «Кадетский монастырь»,
  опубликованный в  В чём же заключались наложенные Лесковым «тени» и насколько близко
  подошёл писатель в своей новой характеристике «кадетского монастыря» к
  реалиям Первого кадетского корпуса того времени? Для ответа на эти вопросы нам потребуется не только сравнить
  «Кадетский монастырь» с «Кадетским малолетком с старости», но и привлечь
  свидетельства современников Похитонова, проходивших обучение в Первом кадетском корпусе или в других военных учебных
  заведениях, а также ряд архивных документов. Рассмотрим вначале личность директора корпуса – Михаила Степановича
  Перского. Был ли он на самом деле таким «праведником», каким показал нам его
  Лесков? Судя по свидетельствам современников и послужному списку Перского,
  директор корпуса действительно был человеком безупречной репутации. Кадеты
  его обожали. Генерал полностью посвятил себя корпусу, несколько раз в день обходил
  все классы, был неизменно вежлив и приветлив с воспитанниками. Директор редко
  покидал территорию корпуса, не имел ни семьи, ни состояния и умер как
  античный герой. В «Кадетском малолетке» образ Перского,
  вопреки провозглашённой Лесковым цели, остался практически без изменений.
  Иначе и быть не могло, ибо внести что-либо негативное в описание личных
  качеств директора корпуса, его отношение к подопечным было невозможно. В отличие от «Кадетского монастыря», где «идеальный» Перский ни с кем
  не сравнивается, в «Кадетском малолетке», чтобы подчеркнуть чистоту и
  благородство характера Перского, Лесков противопоставляет его корпусным
  учителям – выходцам из кантонистов, невеждам и пьяницам.
  Дело доходило до того, что Перский был вынужден вести уроки вместо учителей,
  пивших запоем. Между тем мемуары других воспитанников Первого
  кадетского корпуса, обучавшихся в заведении одновременно с информаторами
  Лескова, свидетельствуют в пользу того, что преподавание в корпусе велось на
  должном уровне, что учителей-пьяниц не было и что Перский никого не замещал. Анализ архивных документов той эпохи показывает, что, с одной стороны,
  из 20 преподавателей Первого кадетского корпуса 7
  имели высшее образование, а, с другой стороны, 3 преподавателя из кантонистов
  и практически все иностранцы не имели никакого образования. Таким образом, в 30-е гг. XIX в., судя по архивным данным,
  среди преподавателей Первого кадетского корпуса были
  как способные и образованные учителя, так и вчерашние кантонисты. Массового
  увольнения негодных учителей в  Подводя итоги вышесказанному, можно прийти к выводу, что при Перском
  преподавательский состав корпуса был далеко не так плох, как это показано
  Лесковым в «Кадетском малолетке…» Встречались среди учителей, конечно, лица,
  недостойные этого высокого звания, но это не являлось отличительной
  особенностью Первого кадетского корпуса. Недостаточная
  квалификация преподавательского состава в той или иной степени была присуща в
  то время практически всем кадетским корпусам. Образованный и ответственный руководитель, Перский считал своим долгом
  досконально знать все преподававшиеся в корпусе дисциплины. Но он не мог
  позволить себе вести уроки за негодных учителей. Вина за чересчур мрачные
  тона «Кадетского малолетка» целиком лежит на совести
  информатора писателя, который почему-то окружил директора корпуса одними лишь
  карикатурами на преподавателей. Не было в Первом
  кадетском корпусе и извергов-офицеров, попавших на страницы произведений
  Лескова. Что касается других лесковских «праведников» – эконома Боброва и врача
  Зеленского, – то их характеристика в «Кадетском малолетке»
  осталась прежней. Бывшие кадеты в своих воспоминаниях единодушно подтверждают
  высокие моральные качества Боброва и Зеленского. Сохранившийся послужной
  список Зеленского свидетельствует о его большом личном мужестве. Подводя итоги вышесказанному, следует сказать, что цель, которую поставил
  перед собой Лесков в «Кадетском малолетке», была
  достигнута лишь отчасти. Ряд лиц и явлений, описанных в «Кадетском монастыре», вовсе не
  нуждался в ретуши. В частности, Бобров и Зеленский были настолько цельными
  натурами, что к их правдивым портретам, помещенным в «Кадетском монастыре»,
  невозможно было прибавить даже одну «отрицательную» чёрточку. Это
  подтверждается и многочисленными свидетельствами бывших кадет, и архивными
  документами. Всё, что смог сделать в такой ситуации Лесков, – это повторить
  ранее сказанное и добавить одну-две незначительные детали, которые никак
  нельзя назвать «тенями». Во-вторых, создавая «Кадетского малолетка»,
  Лесков крайне неудачно выбрал информатора. Если в воспоминаниях Похитонова,
  хотя и в несколько идеализированном виде, всё же дана правдивая картина жизни
  корпуса, то мемуары «кадетского малолетка» – это
  «этюд в багровых тонах», в котором почему-то опущены все положительные
  стороны «кадетского монастыря», а его недостатки, многократно преувеличенные,
  напротив, помещены на первый план. Где должны были быть наложены тени,
  появились зловещие черные пятна. Лишь привлечение дополнительных сведений, извлеченных из
  многочисленных мемуаров бывших кадет и архивных документов, может
  восстановить историческую справедливость. Конечно, несомненных художественных
  достоинств «Кадетского малолетка» это не умаляет – литературное произведение
  есть литературное произведение, а не анналы Первого
  кадетского корпуса, – но, чтобы воссоздать исторические реалии детища
  Перского, Боброва и Зеленского, анализ большого пласта кадетских воспоминаний
  и архивных источников крайне необходим. ____________________ @ Гребёнкин А. Н., 2009 Постоянный адрес этой страницы: http://leskoviana.narod.ru/2009/grebenkin2009.htm | |