МЕЖДУНАРОДНЫЙ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЛЕСКОВИАНА. ТВОРЧЕСТВО Н. С. ЛЕСКОВА»

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 

 

Наш электронный адрес: leskoviana@list.ru

 

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ «ЛЕСКОВИАНЫ-2009»

 

Джуанышбеков Нурболат Орынбекович (Казахстан, г. Алматы)

 

доктор филологических наук, профессор кафедры теории литературы и фольклористики
филологического факультета Казахского национального университета имени Аль-Фараби

 

Сравнительно–типологические связи повести Н. С. Лескова
«Очарованный странник» и романа А. Т. Алимжанова «Стрела Махамбета»

 

Русско-казахские литературные связи имеют глубокие корни, вековые традиции, восходящие ещё к пушкинским временам. А. С. Пушкин проявил живой интерес к казахской народной поэзии. Видимо, в том, что у великого поэта сложилось такое тёплое отношение к казахам, немаловажное значение имело и то, что его во время поездки по степи от Оренбурга до Уральска, сопровождал знаток жизни быта и культуры казахов В. И. Даль. Он был в близких отношениях со многими знатными людьми степи, в том числе и ханом Внутренней Орды Жангиром. Можно предположить, что о своём знакомстве с этим необыкновенным правителем степи Даль говорил и Пушкину, что поэт знал о Жангир хане. И, конечно, Даль говорил Пушкину о Махамбете. Администрации оренбургского генерал-губернатора В. А. Перовского Махамбет оказал ряд услуг в качестве толмача, посредника между степными и царскими властями. Он был одним из активных участников народного восстания в 1829 году. После разгрома его привлекался к судебной ответственности, два года находился в Калмыковской тюрьме, откуда бежал. Вполне возможно, что именно Махамбет сопровождал Пушкина и Даля в их поездке по казахским аулам, переводил им сказание жыршы, а может быть, и записал Пушкину сюжет великого лиро-эпоса о «Козы Корпеше и Баян-слу».

Знал о хане Жангире и другой русский писатель Н. С. Лесков, но это уже не предположение, а факт. Лесков в 1860-е годы сотрудничал в журнале «Северная пчела». В 1861 году там печаталась статья М. Бабаджанова «Записки казаха о казахах», где значительное место отводится сведениям о хане Жангире. И эта статья не могла не заинтересовать Лескова и, возможно, она натолкнула писателя на мысль написать книгу на казахскую тему. Повесть «Очарованный странник» была напечатана в нескольких номерах газеты «Русский мир» в 1873 году и включается во все его последующие собрания сочинений. Повесть справедливо относится к самым лучшим произведениям писателя, и главный герой повести Иван Северьяныч Флягин считается самым значительным героем Лескова.

Беглый крепостной Флягин, человек бурной судьбы, простодушный, добрый русский богатырь. Дороги скитания привели его однажды в казахские степи. Сам автор также изъездил всю Россию: от Северной Карелии до солончаков Прикаспия. Бывал он и в казахских степях Оренбуржья, видел собственными глазами серебряное море ковыля. Эти впечатления позволили писателю создать романтическую обстановку пребывания Флягина в плену у кочевников.

Творческая судьба казахского писателя, писавшего на русском языке, Ануара Турлыбековича Алимжанова сложилась в тесной связи с его героями, которые были историческими деятелями. Он воссоздал замечательные образы аль-Фараби, Рудаки, Абулхаира, Жангира, Курмангазы, Махамбета. Внешняя ложь и внутренняя правда – под этим знаком времени прошли те годы, которые были отпущены писателю, и он распорядился этим временем гак, что сумел встать в первый ряд прогрессивных интеллектуалов мирового уровня. Он объехал как журналист и путешественник многие страны мира. Он сам и его герои были «очарованными странниками». Поэтому вполне правомерно здесь провести типологические связи между героями Лескова и Алимжанова.

Знаток и укротитель бешеных коней, Флягин с похвалой отзывался о казахских конях. В казахских степях Флягин видит конские косяки и «при них же тут и татары в кибитках». Следует оговориться, что речь идет о казахах, а не о татарах, хотя Флягин и казахского хана Джангара (Жангира) считает важным татарином.

Многие страницы «Стрелы Махамбета» посвящены коням. Без коня немыслима жизнь воина. С конем связаны и быт, и история, и мифология кочевников. Кроме Махамбета в романе появляется ещё один представитель казахского искусства. Курмангазы – великий композитор, играет древний кюй, музыкальную пьесу, воспроизводящую древнюю легенду о хромом кулане и жестоком кагане.

Любопытны первые впечатления Флягина о казахской степи и её обитателях. О хане в повести всего несколько страниц, но написаны они с большим уважением к нему. Вначале даётся описание внешности хана, его стати. Лесков подчёркивает обычность «татарина», да, конечно он важен и богат, но в принципе обычный коневод, в степи он может быть и царь, но вне степи он не имеет власти и влияния.

Иной портрет Жангира дается в романе «Стрела Махамбета». Нет сомнения, что это могущественный властелин, и эта власть не только наследственная, но и подкрепленная авторитетом русского царя.

Во всем облике Жангира в изображении Лескова чувствуется аристократическое, особенное от остальных. Это подчёркивается и «степенным» его поведением, во всём его движении плавность, спокойствие и достоинство. В отношении к своим подчинённым, как описывается в повести, он требователен. Сметливость, тонкий ум хана особенно раскрывается во время сцены оценки скакуна. Лесков красочно повествует об азартной торговле, развернувшейся вокруг дивной кобылицы, которую выставил Жангир для продажи. Очарованный странник сам готов был отдать за неё не только душу, но и «отца и мать родную». Во всём чувствуется, что хан Жангир – новый тип правителя – умного, образованного, тонко чувствующего зарождающееся новое, прогрессивное.

В изображении хана Алимжановым преобладают сатирические краски. Алимжанов не скрывает своей антипатии к хану, потому что рисует его образ в восприятии недругов хана, Махамбета, Исатая, Садыка.

Уклад жизни кочевников по-своему целостный, но уже неподвижный, и существование людей в нём (по Лескову) почти биологическое. Оно лишено настоящей цели, духовного содержания. Национальная замкнутость, отъединённость от России в новых исторических условиях оказывается не благом, а тормозом для дальнейшего развития народа. Самостоятельность орды под началом хана Жангара – мнимая. Во всяком случае, так считает автор. А ведь хан Жангир открывал в степи школы, во Внутренней Орде появлялись медработники, свободно пускал на свои земли русских православных миссионеров.

Образ хана Жангира в «Стреле Махамбета» дан глазами поэта. Конечно, трудно ждать объективности в обрисовке хана в условиях советской действительности, когда критерием оценки в обрисовке образа являлись идеологические принципы. Алимжанов показывает хана Жангира всегда в противостоянии Махамбету и, следовательно, народу. Авторские симпатии и антипатии проявляются на первом же повороте, где сталкиваются исторические субъекты, где начинается исторический спор, борьба философских идей и трактовка исторических гипотез. Ануар Алимжанов присутствует в своём эпическом повествовании, он не «отстраняется» от оценок, от своих симпатий и антипатий. Более того, он вмешивается в ход эпического повествования со своим комментарием, разъяснением смысла происходящих событий, рискуя вызвать явное недоверие со стороны самых благожелательных читателей.

В главах «Очарованного странника», посвящённых казахским степям, Лесков воспел романтику жизни степных богатырей, готовых ради прекрасного коня жертвовать не только богатством, но даже жизнью. Показав бескрайние просторы степей, писатель говорит, что её обитатели простодушны, добры и доверчивы, как дети. Тяга писателя к странствованиям по родной земле, его неподдельная любознательность позволили ему глубоко ознакомиться с жизнью многих народов России, в том числе и казахского. Лесков никогда не оставался безучастным, сторонним наблюдателем: он мастерски улавливал актуальные проблемы народной жизни. В этом ценность и «Очарованного странника», где реалистически изображены быт и нравы казахов, воссозданы живые образы кочевников.

____________________

@ Джуанышбеков Н. О., 2009

 

Постоянный адрес этой страницы: http://leskoviana.narod.ru/2009/dzhuanyshbekov2009.htm

 

 

Hosted by uCoz