МЕЖДУНАРОДНЫЙ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «ЛЕСКОВИАНА. ТВОРЧЕСТВО Н. С. ЛЕСКОВА» |
|
|
Наш электронный адрес: leskoviana@list.ru |
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ
«ЛЕСКОВИАНЫ-2009» |
|
Долинина Ирина
Вячеславовна (Россия, г. Иваново) кандидат филологических наук,
доцент кафедры русского языка Ментальная категория «христианство»
в языковом сознании Творческий феномен Н. С. Лескова: его оригинальная концепция «поиска
положительного идеала», самобытный стиль и смелые языковые эксперименты –
привлекали внимание исследователей ещё при жизни этого признанного классика
русской литературы. Найти ответы на многочисленные вопросы, связанные с
творческим мышлением писателя, помогает когнитивно-культурологическое
исследование специфики его языка, позволяющее приблизиться к воссозданию
языковой модели мира Лескова, в которой одним из центральных понятий является
понятие христианство. Вопрос о содержании лексемы христианство
интересовал писателя на протяжении всего творческого пути, найдя отражение в
самых известных произведениях. Лесков выявляет и описывает круг его значений,
конкретизирует через широкую палитру языковых репрезентантов: отдельные
слова, словосочетания, фразеологизмы, предложения и сложное синтаксическое
целое. Таким образом, в его творчестве лексема христианство приобретает статус ментальной категории или
художественного концепта. Мы рассмотрели художественный концепт христианство как одну из главных констант языкового сознания Лескова,
установили разноаспектное содержание этой ментальной категории в дискурсе
произведений второй половины 1870-х
годов путём анализа её структуры, в основе которой нашли своё
непосредственное отражение результаты перцепции и интерпретации
действительности. Для исследования были избраны произведения второй половины
1870-х годов, в языковом пространстве которых понятие христианство приобрело свой концептуальный статус и получило
оригинальную авторскую трактовку, которая в некоторых своих аспектах
существенно отличается от традиционной. Нетрадиционным можно считать сам подход к экспликации художественного
концепта христианство в языковом
пространстве повестей и рассказов Лескова. В первую очередь, автор внимателен
к тому, какой герой является носителем христианского начала:
священнослужитель или простой человек. Во многом это обусловлено идейной
установкой писателя – его концепцией поиска положительного идеала. В зависимости от этой идейно-творческой установки в содержании
ментальной категории христианство
выделяется несколько смысловых сегментов, в которых актуализируется
нравственная, религиозная, социальная и обиходно-бытовая семантика. Языковая
реализация этих концептуализированных областей представлена как отдельными
лексемами, так и фразеологизмами, паремиями, а в некоторых случаях – сложным
синтаксическим целым. В дискурсе произведений Лескова второй половины 1870-х годов ядерная
часть художественного концепта христианство
включает в себя языковые единицы, в семантике которых актуализировано
указание на нравственность. В языковой
характеристике священнослужителей этот компонент эксплицируется через репрезентанты с общей
семантикой любовь – доброта – милость – жалость (в
значении: милосердие) – совесть. В языковой характеристике
мирских христиан языковая реализация исследуемой ментальной категории
представлена понятиями честность –
справедливость – совестливость, великодушие – бесстрашие – самоотверженность
– добродетельность – сердечность. Языковую реализацию сегмента со значением религиозность в ментальной категории христианство Лесков также раскрывает на двух уровнях: в языковой
характеристике священнослужителей и мирских верующих. На уровне этого сегмента
у Лескова используются в основном языковые единицы составного порядка (словосочетания
и ССЦ), раскрывающие понятия проповеди Слова Божьего у священнослужителей (обучить слову, облекаться во Христа,
служить и учить и т. д.) и любви к Богу, изучения Евангелия у мирян. В
обосновании этих понятий Лесков выводит на первый план значения чистота и простота, разграничивая истинное
и наружное христианство. Важное место в художественном концепте христианство у писателя отводится социальному сегменту, который тесно связан с нравственным и
религиозным компонентами и во многом является их следствием. Лесков
неоднократно подчеркивал, что «христианство есть учение жизненное». На уровне социального сегмента ментальной категории христианство у автора активно
используются языковые единицы разных частей речи и разных уровней языка,
объединенные семантикой «пример праведной жизни». В языковой характеристике
служителей церкви преобладают репрезентанты с общим значением «пример доброго жития и активной доброты». А в языковой характеристике христиан-мирян
сделан акцент на таких понятиях, как: труд,
деловитость, аскетичность, равнодушие к деньгам. Оригинальным должен быть признан обиходно-бытовой
сегмент, который Лесков выделил в ментальной категории христианство. Он представлен
репрезентантами живая вера, народная вера, Бог за
пазушкой, голубок, притоманный. Их семантика указывает на
духовную близость, глубинную связь между верующим и Богом. Это позволяет
автору ввести в содержание концепта понятие семейственность, раскрывающееся в дискурсе произведений через
употребление слов семейно, семейственно, все (в значении: вместе). Актуализация в структуре концепта христианство обиходно-бытового сегмента позволяет автору придти к
мысли о едином «все-христианстве». Таким образом, содержание ментальной категории христианство в языковой картине мира Лескова раскрывается через
характеристику нравственного, религиозного, социального и обиходно-бытового
сегментов. В свою очередь, эти сегменты имеют обширную языковую реализацию,
единицами которой выступают репрезентанты разных языковых уровней (от лексемы
до ССЦ). В целом, содержание художественного концепта христианство обусловлено авторским стремлением «очеловечить
евангельское учение». Через реализацию этой ментальной категории в дискурсе
своих произведений Лесков во второй половине 1870-х годов формирует
собственную оригинальную концепцию поиска положительного идеала, в основе
которой оказывается мысль о единстве всех христиан. ____________________ @ Долинина И. В., 2009 Постоянный адрес этой страницы: http://leskoviana.narod.ru/2009/dolinina2009.htm |