МЕЖДУНАРОДНЫЙ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЛЕСКОВИАНА. ТВОРЧЕСТВО Н. С. ЛЕСКОВА»

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 

 

Наш электронный адрес: leskoviana@list.ru

 

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ «ЛЕСКОВИАНЫ-2009»

 

Долинина Ирина Вячеславовна (Россия, г. Иваново)

 

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка
Ивановского государственного химико-технологического университета

 

Ментальная категория «христианство» в языковом сознании
Н. С. Лескова второй половины 1870-х годов

 

Творческий феномен Н. С. Лескова: его оригинальная концепция «поиска положительного идеала», самобытный стиль и смелые языковые эксперименты – привлекали внимание исследователей ещё при жизни этого признанного классика русской литературы. Найти ответы на многочисленные вопросы, связанные с творческим мышлением писателя, помогает когнитивно-культурологическое исследование специфики его языка, позволяющее приблизиться к воссозданию языковой модели мира Лескова, в которой одним из центральных понятий является понятие христианство.

Вопрос о содержании лексемы христианство интересовал писателя на протяжении всего творческого пути, найдя отражение в самых известных произведениях. Лесков выявляет и описывает круг его значений, конкретизирует через широкую палитру языковых репрезентантов: отдельные слова, словосочетания, фразеологизмы, предложения и сложное синтаксическое целое. Таким образом, в его творчестве лексема христианство приобретает статус ментальной категории или художественного концепта.

Мы рассмотрели художественный концепт христианство как одну из главных констант языкового сознания Лескова, установили разноаспектное содержание этой ментальной категории в дискурсе произведений второй половины     1870-х годов путём анализа её структуры, в основе которой нашли своё непосредственное отражение результаты перцепции и интерпретации действительности. Для исследования были избраны произведения второй половины 1870-х годов, в языковом пространстве которых понятие христианство приобрело свой концептуальный статус и получило оригинальную авторскую трактовку, которая в некоторых своих аспектах существенно отличается от традиционной.

Нетрадиционным можно считать сам подход к экспликации художественного концепта христианство в языковом пространстве повестей и рассказов Лескова. В первую очередь, автор внимателен к тому, какой герой является носителем христианского начала: священнослужитель или простой человек. Во многом это обусловлено идейной установкой писателя – его концепцией поиска положительного идеала.

В зависимости от этой идейно-творческой установки в содержании ментальной категории христианство выделяется несколько смысловых сегментов, в которых актуализируется нравственная, религиозная, социальная и обиходно-бытовая семантика. Языковая реализация этих концептуализированных областей представлена как отдельными лексемами, так и фразеологизмами, паремиями, а в некоторых случаях – сложным синтаксическим целым.

В дискурсе произведений Лескова второй половины 1870-х годов ядерная часть художественного концепта христианство включает в себя языковые единицы, в семантике которых актуализировано указание на нравственность. В языковой характеристике священнослужителей этот компонент эксплицируется через репрезентанты с общей семантикой любовьдоброта – милость – жалость (в значении: милосердие) – совесть. В языковой характеристике мирских христиан языковая реализация исследуемой ментальной категории представлена понятиями честность – справедливость – совестливость, великодушие – бесстрашие – самоотверженность – добродетельность – сердечность.

Языковую реализацию сегмента со значением религиозность в ментальной категории христианство Лесков также раскрывает на двух уровнях: в языковой характеристике священнослужителей и мирских верующих. На уровне этого сегмента у Лескова используются в основном языковые единицы составного порядка (словосочетания и ССЦ), раскрывающие понятия проповеди Слова Божьего у священнослужителей (обучить слову, облекаться во Христа, служить и учить и т. д.) и любви к Богу, изучения Евангелия у мирян. В обосновании этих понятий Лесков выводит на первый план значения чистота и простота, разграничивая истинное и наружное христианство.

Важное место в художественном концепте христианство у писателя отводится социальному сегменту, который тесно связан с нравственным и религиозным компонентами и во многом является их следствием. Лесков неоднократно подчеркивал, что «христианство есть учение жизненное». На уровне социального сегмента ментальной категории христианство у автора активно используются языковые единицы разных частей речи и разных уровней языка, объединенные семантикой «пример праведной жизни». В языковой характеристике служителей церкви преобладают репрезентанты с общим значением «пример доброго жития и активной доброты». А в языковой характеристике христиан-мирян сделан акцент на таких понятиях, как: труд, деловитость, аскетичность, равнодушие к деньгам.

Оригинальным должен быть признан обиходно-бытовой сегмент, который Лесков выделил в ментальной категории христианство. Он представлен репрезентантами живая вера, народная вера, Бог за пазушкой, голубок, притоманный. Их семантика указывает на духовную близость, глубинную связь между верующим и Богом. Это позволяет автору ввести в содержание концепта понятие семейственность, раскрывающееся в дискурсе произведений через употребление слов семейно, семейственно, все (в значении: вместе). Актуализация в структуре концепта христианство обиходно-бытового сегмента позволяет автору придти к мысли о едином «все-христианстве».

Таким образом, содержание ментальной категории христианство в языковой картине мира Лескова раскрывается через характеристику нравственного, религиозного, социального и обиходно-бытового сегментов. В свою очередь, эти сегменты имеют обширную языковую реализацию, единицами которой выступают репрезентанты разных языковых уровней (от лексемы до ССЦ). В целом, содержание художественного концепта христианство обусловлено авторским стремлением «очеловечить евангельское учение». Через реализацию этой ментальной категории в дискурсе своих произведений Лесков во второй половине 1870-х годов формирует собственную оригинальную концепцию поиска положительного идеала, в основе которой оказывается мысль о единстве всех христиан.

____________________

@ Долинина И. В., 2009

 

Постоянный адрес этой страницы: http://leskoviana.narod.ru/2009/dolinina2009.htm

 

 

Hosted by uCoz