МЕЖДУНАРОДНЫЙ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «ЛЕСКОВИАНА. ТВОРЧЕСТВО Н. С. ЛЕСКОВА» |
|
|
Наш электронный адрес: leskoviana@list.ru |
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ
«ЛЕСКОВИАНЫ-2009» |
|
Арнаутова Нина Вячеславовна (Россия,
г. Тихорецк, Краснодарский край) кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры
социальных дисциплин Колоризмы и их функционирование в прозе Н.
С. Лескова (на материале повести Функционирование
языковых единиц в художественном тексте показательно для выявления
своеобразия идиостиля писателя. Специфика идиостиля автора складывается
в том числе и из того, какие колоризмы и с какой целью он использует. Под колоризмами
понимаются языковые (узуальные) или речевые (окказиональные) единицы, в
состав которых входит корневой морф, семантически или этимологически
связанный с цветонаименованием. Объектом анализа послужили
колоризмы, а материалом исследования – произведения «особенного человека и особенного писателя» XIX века Н. С. Лескова (повесть «Очарованный странник», рассказ «Тупейный художник» и роман
«Соборяне»). Для многоаспектного анализа колоризмов, используемых Лесковым в исследуемых
произведениях, важны шесть параметров (семантика, происхождение, морфемная
структура, частеречная отнесённость, особенности употребления, функции в
художественном тексте). Рассмотрение цветовой гаммы
лесковских колоризмов приводит к заключению: чаще всего употребляются хроматизмы
и основные цвета спектра. В процессе анализа употребления колоризмов в произведениях Лескова
было выявлено, что цветовая гамма, составляет перечень из 53 цветов и 4
сочетаний, а примеров употребления колоризмов – 409. Излюбленные цвета писателя простые и яркие: колоризмы с корнем бел-, черн-, красн-, син-, сер-, жёлт-,
зелен-. С лексико-грамматической точки зрения колоризмы, используемые в
произведениях Лескова, выражены четырьмя частями речи: именем
существительным, именем прилагательным, глаголом и наречием. Преобладание прилагательных, как кажется,
напрямую связано с реалистической, отчасти даже натуралистической манерой
письма этого автора. Употребление редких в национальном сознании смешанных цветов
(например, фиолетовый, оранжевый, бланжевый,
масаковый) встречается в произведениях в единичных случаях: карлица в «масаковом салопе», Савелий Туберозов
из сна «в фиолетовой камилавке», у
Марфы Плодомасовой «юбка ярко-оранжевая»,
«бланжевое облачко». Колоризмы,
используемые писателем, можно классифицировать по 8 рядам с общим значением
какого-то основного цвета. Наиболее многочисленные ряды колоризмов в
произведениях данного писателя – ряды жёлтого и красного цветов, так как
включают по 12 корней. Лесков редко
использует названия сочетаний цветов. Сложные по структуре
колоризмы в исследуемых произведениях Лескова малочисленны. Необходимо отметить, что в произведениях Лескова встречаются
колоризмы, выраженные при помощи словосочетаний. Причём все примеры необычны
и своеобразны: «цвета розово-жёлтых
облаков», «в масака цвет», «цвета зреющей сливы». Анализ употребления колоризмов в художественном тексте показывает, что
их функции разнообразны. В общем виде можно выявить две функции колоризмов: функцию
символизации и изобразительно-выразительную. При этом каждая из них может
выступать как текстообразующая. Изобразительно-выразительная функция в исследуемом материале
реализуется в нетождественных частных проявлениях, что свидетельствует о
своеобразии цветовосприятия творческой личности. Так, детализирующая функция
колоризмов выступает как примета стиля Лескова. Нагнетание целого ряда
колоризмов (по большей части принадлежащих одному цветовому полю) характерно
во всех проанализированных текстах. В романе Лескова
«Соборяне» использование колоризмов отличается своеобразием синтагматики («коричневые глаза», «синее лицо, нос «позеленел», «особа желтенькая»
и др.). Для данного автора свойственно обращение к традиционной символике как
общему фоновому знанию. Цвет у Лескова совпадает с идейной нитью замысла художника. Он уже не
изображение предмета, а выражение мысли. Стилистическая особенность
колоризмов Лескова заключается в том, что, используя только белый и чёрный цвета,
он мог создать образы яркие и незабываемые: образ Ивана Северьяновича Флягина
и красавицы-цыганки. Здесь писатель выступает как художник-график. Приёмы лесковской художественной изобразительности многообразны.
Точность языковых красок Лескова – вот проводник, по которому поступает в
сердце читателя поэтичность этого прозаика. ____________________ @ Арнаутова Н. В., 2009 Постоянный адрес этой страницы: http://leskoviana.narod.ru/2009/arnautova2009.htm |