МЕЖДУНАРОДНЫЙ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЛЕСКОВИАНА»

 

НА ГЛАВНУЮ

О ПРОЕКТЕ

НОВОСТИ

ПРЕССА

КОНФЕРЕНЦИЯ

СБОРНИК

КОНТАКТЫ

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ
«ЛЕСКОВИАНА – 1»
(2008 г.)

 

ЛЕСКОВИАНА. – Т. 1: Творчество Н. С. Лескова: прошлое, настоящее, будущее: Международный сборник научных трудов: Материалы первой международной научной интернет-конференции / Науч. ред. Д. В. Неустроев. – М.: НИП «ВФК», 2008. – 295 с.

 

Аннинский Л. А. Николай Лесков. Попытка портрета

4 – 12

Агеева Е. А. Старообрядческие источники в творчестве Н. С. Лескова

13 – 29

Ангелова Н. В. Душа-«амбар» русского человека («Старинные психопаты» Н. С. Лескова)

30 – 66

Вязовская В. В. Автобиографизм антропонимов главных героев романа Н. С. Лескова «Соборяне»

67 – 98

Забурдяева В. И. Ритмико-синтаксическая организация сказки Н. С. Лескова «Час воли божьей»

99 – 102

Забурдяева В. И., Кукатова О. А. Синтаксические сигналы устности в сказе Н. С. Лескова

103 – 122

Зарва В. А. Источники рассказа Н. С. Лескова «Некрещёный поп»

123 – 133

Косых Г. А. «Очарованный странник» Н. С. Лескова: поэтика жанра

134 – 152

Кучерская М. А. К вопросу об источниках рассказа Н. С. Лескова «Зверь»: сплав романтизма с христианством

153 – 159

Лукьянчикова Н. В. Повествовательные новации в повести Н. С. Лескова «Запечатленный ангел»

160 – 171

Мелентьева И. Е. Тема зрения в древнерусской литературе и творчестве Н. С. Лескова

172 – 186

Мудрова Н. В. Народная этимология в поэтонимии художественного текста (на материале оригинала и переводов «Левши» Н. С. Лескова)

187 – 197

Наседкина В. Н., Король Л. И. Имя собственное как культурный феномен субъектной организации художественного текста (на материале повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»)

198 – 233

Сепик Г. В. Иностилевые элементы структуре авторской речи произведений Н. С. Лескова (рассказ «Загадочное происшествие в сумасшедшем доме»)

234 – 253

Тарланов З. К. Повесть Н. С. Лескова «Некрещёный поп»: опыт историко-художественного анализа

254 – 272

Шкута Г. А. Мифопоэтика имени и заглавия в прозе Н. С. Лескова

 

273 – 278

 

22 февраля 2009 года в Доме-музее Н. С. Лескова в Орле
состоялась презентация первого тома «ЛЕСКОВИАНЫ»

22 февраля 2009 года в стенах гостеприимного Дома-музея Н. С. Лескова состоялась презентация первого тома международного сборника научных трудов «Лесковиана», изданного в Москве. В книгу вошли работы учёных из России, Украины, Узбекистана и Чехии. Данное издание является своеобразным итогом международной интернет-конференции, состоявшейся в марте 2008 года. Интернет-конференция объединила учёных-лескововедов из Москвы, Воронежа, Липецка, Мичуринска (Тамбовская область), Петрозаводска, Рубцовска (Алтайский край), Уссурийска (Приморский край), Ярославля, а также Бердянска, Горловки (Украина), Ташкента (Узбекистан) и города Градец Кралове (Чехия).

Статьи первого тома «Лесковианы» посвящены различным аспектам современной науки о Лескове: творческая история и источники лесковских произведений (Е. А. Агеева, В. А. Зарва, М. А. Кучерская), жанровое своеобразие (Г. А. Косых), сюжетно-композиционная структура (Л. И. Король, Н. В. Лукьянчикова, В. Н. Наседкина), поэтика имён и заглавий (Н. В. Мудрова, Г. А. Шкута), особенности языка и стиля (В. И. Забурдяева, О. А. Кукатова, Г. В. Сепик). В статье И. Е. Мелентьевой рассказывается о теме зрения в древнерусской литературе и творчестве Лескова. Работа Н. В. Ангеловой посвящена изображению русского национального характера в произведениях писателя. В работах, вошедших в книгу, исследуются следующие лесковские произведения: «Грабёж», «Житие одной бабы», «Загадочное происшествие в сумасшедшем доме», «Запечатленный ангел», «Зверь», «Котин доилец и Платонида», «Левша», «Некрещёный поп», «Очарованный странник», «Соборяне», «Старинные психопаты», «Час воли божьей», «Шерамур» и др.

Открывает сборник очерк литературоведа, критика, писателя Льва Александровича Аннинского «Николай Лесков. Попытка портрета».

К великому сожалению, многие из авторов (а их шестнадцать) «Лесковианы» смогли приехать на презентацию, но те, кто приехал, – были в Орле впервые. Это – Наталья Владимировна Лукьянчикова из Ярославского педагогического университета, профессор Петрозаводского университета Замир Курбанович Тарланов, преподаватели Липецкого педагогического университета Валентина Николаевна Наседкина и Лариса Ивановна Король. Учёные рассказали о своём личном и научном пути к Лескову.

С приветственным словом выступили заведующая Домом-музеем Лескова Вера Витальевна Ефремова и заведующая кафедрой истории русской литературы ХIIХ веков Орловского государственного университета, профессор Мария Владимировна Антонова.

В презентации приняли участие орловские филологи и краеведы, а также студенты орловских вузов.

Авторы «Лесковианы» посетили – Дом-музей Т. Н. Грановского и Дом-музей Л. Н. Андреева, а также посмотрели спектакль «Иисус» в Орловском театре «Свободное пространство».

Собравшиеся в Доме-музее Н. С. Лескова выразили желание, чтобы сборник имел продолжение. И оно несомненно будет.

 

канд. филол. наук, научный редактор «Лесковианы» Дмитрий Викторович Неустроев

 

 

Заведующая

Домом-музеем Н. С. Лескова

Вера Витальевна Ефремова

канд. филол. наук

научный редактор «Лесковианы»

Дмитрий Викторович Неустроев

докт. филол. наук, профессор

Орловского государственного

университета

Мария Владимировна Антонова

 

 

докт. филол. наук, профессор,

заведующий кафедрой русского языка

Петрозаводского государственного
университета

Замир Курбанович Тарланов

канд. филол. наук, доцент кафедры современного русского языка и

методики его преподавания

Липецкого государственного

педагогического университета

Валентина Николаевна Наседкина

 

канд. пед. наук, доцент кафедры

современного русского языка и

методики его преподавания

Липецкого государственного

педагогического университета

Лариса Ивановна Король

 

 

Фотографии Светланы Заниной и Дмитрия Неустроева

 

 

 

Дай Бог, не последняя
(размышления о презентации в ДОМЕ-музее Н. С. Лескова
первого тома «Лесковианы»)

Моя первая встреча с Орлом – городом, подарившим России самых любимых писателей: Н. С. Лескова и И. С. Тургенева.состоялась рано утром 22 февраля 2009 года. И особенно приятно, что эта встреча была приурочена к выходу в свет первого тома «Лесковианы» – международного сборника научных трудов, посвященных исследованию произведений Н. С. Лескова. Немало городов, ярких, интересных, богатых музеями и архитектурными памятниками, доводилось мне посещать, да и мой родной Ярославль – город с особой аурой, город с удивительной историей и потрясающей литературной судьбой, но… Орёл – это нечто особое. И пусть день выдался морозный, и ветер сильный, и бессонная ночь в поезде временами о себе напоминала, впечатление от Орла нельзя сравнить ни с чем. Красота? – да, красота, и чистота, и бережное отношение к архитектурным памятникам, и гостеприимство, открытые, доброжелательные лица на улицах. Но и чудесный простор – простор, который везде, даже среди многочисленных домов, гармония, теплота. Впечатляло все: прогулка по улицам Орла, встречи с новыми людьми, радушие хозяек орловских литературных музеев, их бесконечная преданность любимому делу, удивительные рассказы о писателях. Эти рассказы по-новому открывали, казалось бы, давно знакомых писателей и критиков, хотелось слушать еще, хотелось остаться. А потом была презентация сборника «Лесковианы», которая состоялась в Доме-музее Н. С. Лескова. Удивительна та интеллектуальная атмосфера, которую удалось создать в музее его директору Вере Витальевне Ефремовой, человеку, который нам, приезжим, открыл так много новых страниц в книге жизни любимого писателя. Я волновалась (как, наверное, давно не волновалась на разного рода научных мероприятиях): ведь вокруг были люди так же, как я, любящие творчество Николая Семёновича Лескова, люди, живущие на его земле, на земле его героев. И хотелось бы выразить огромную благодарность человеку, замыслившему и реализовавшему этот прекрасный проект – издание сборника о Н. С. Лескове, – Дмитрию Викторовичу Неустроеву. Хорошо известно, какой это нелегкий труд: нужно организовать, собрать статьи, отредактировать, провести весь издательский процесс, не имея при этом богатых инвесторов. Но, наверное, заниматься Лесковым и должны такие люди: преданные, бескорыстные, ищущие.

В своей работе «Судьба России» известный философ Н. А. Бердяев написал: «Русской душе не сидится на месте, это не мещанская душа, не местная душа. В России, в душе народной есть какое-то бесконечное искание, искание невидимого града Китежа, незримого дома. Перед русской душой открываются дали, и нет очерченного горизонта перед духовными ее очами». Писателем, осознавшим природу духовных исканий и странничества русской души, был Николай Семёнович Лесков.

«Писателем будущего» назвал его Лев Николаевич Толстой, справедливо назвал, пророчески. Интерес к творчеству Лескова сегодня, как никогда, велик, проблемы, им поставленные созвучны вопросам, стоящим перед нами сегодня. Удивительно точны размышления о русском национальном характере, о святой Руси, о праведниках и скитальцах, да и судьба Лескова – странная судьба художника, не понятого современниками, – потрясающе интересна.

В моем книжном шкафу Лесков стоял и стоит так, чтобы в любую минуту можно было дотянуться, потому что нужен – всегда. И во время душевного непокоя, и в минуты умиротворения. Нужен «Очарованный странник», нужны «Соборяне», «Тупейный художник», «Скоморох Памфалон», «Однодум», «Пигмей»… Сегодня больше других нужна лесковская повесть «На краю света»… Нужен Лесков, потому что нужно помнить об идеале, думать о «не нашем», небесном устройстве мира. А человек грешен, «не согрешишь – не покаешься» – говорит «народная мудрость», и очень похож на нас дикарь-христианин, бросивший умирать во время бурана отца Кириака: «Попа встречу – он меня простит». Николай Семёнович Лесков, напоминая нам об этом «христианине», все же показывает и того, кто имеет «Христа за пазушкой», способен жить по-человечески в мире повсеместного человеческого падения. В своих произведениях Лесков наглядно демонстрирует, что не князь тьмы толкает людей под руку, а сами мы творим в своей жизни ужасное и сами себя за это прощаем. Но надежда на то, что мир анекдота и рутины повседневного паскудства еще не одолел Человека, констатация надежды на то, что три праведника, как Атланты, все еще держат этот мир – все это в лесковских гениальных текстах.

Из Орла – лесковского Орла – очень не хотелось уезжать, но мне всю дорогу вспоминалось обещание, которое на прощание дали Дмитрий Викторович Неустроев и Вера Витальевна Ефремова: эта встреча в музее Лескова – не последняя.

 

канд. филол. наук, старший преподаватель кафедры русской литературы

Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского

Наталья Владимировна Лукьянчикова

 

 

 

 

Наш электронный адрес: leskoviana@list.ru

 

 



Hosted by uCoz