МЕЖДУНАРОДНЫЙ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЛЕСКОВИАНА»

 

НА ГЛАВНУЮ

О ПРОЕКТЕ

НОВОСТИ

ПРЕССА

КОНФЕРЕНЦИЯ

СБОРНИК

КОНТАКТЫ

 

МАТЕРИАЛЫ
ПЕРВОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИИ
«ЛЕСКОВИАНА»

 

Кучерская Майя Александровна
(Москва, Россия)

К вопросу об источниках рассказа Н. С. Лескова «Зверь»:
Сплав романтизма с христианством

 

В статье рассматриваются две группы источников рассказа Н. С. Лескова «Зверь» и демонстрируется, как смена этих источников работает на авторский замысел и фиксирует эволюцию, пережитую героем.

Первая группа источников связана с романтической культурой – в рассказе есть, в частности, прямые параллели с балладой В. А. Жуковского «Эолова арфа». Вместе с тем «замок» дяди, «страшные ужасы», которые рассказывают о башне в замке, мистическая связь между «странными звуками» Эоловой арфы и внутренним состоянием дяди отсылают нас не столько к конкретным текстам, сколько к романтической парадигме, включающей поэтизацию безумия, внимание к мистике, культ музыки и природы. В первой части рассказа главный герой подчинен власти именно этой романтической, отчасти пантеистической стихии.

Во второй части рассказа дядя избавляется от «дурного влияния» таинственной музыки, подчиняется «святому слову» истины, произнесенному священником Алексеем и прощает слугу Ферапонта (хотя раньше никогда никого не прощал). В финале герой становится «белоголовым стариком», до конца жизни творящим дела милосердия. Победу «святого слова» в сердце героя предсказывает уже эпиграф к рассказу: «И звери внимаху святое слово». Эпиграф, судя по указанию Лескова, заимствован из «Жития Серафима Саровского». Мы показываем, что это – еще одна мистификация писателя, слова, вынесенные в эпиграф – вымышлены, так как ни в одном из жизнеописаний Серафима ни данной, ни сколько-нибудь похожей на нее фразы нет. Лескову эта мистификация понадобилась для того, чтобы подчеркнуть «мораль» рассказа, указать на торжество христианского учения над звериным началом в человеческом сердце. Акцентуация морали, равно как и счастливая развязка – еще и следование требованиям святочного жанра (а «Зверь» – классический святочный рассказ), предполагающего прямолинейность авторского посыла и «хеппи энд».

 

@  Кучерская М. А., 2008

 

 

Кучерская М. А. К вопросу об источниках рассказа Н. С. Лескова «Зверь»: сплав романтизма с христианством // ЛЕСКОВИАНА. – Т. 1: Творчество Н. С. Лескова: прошлое, настоящее, будущее: Международный сборник научных трудов: Материалы первой международной научной интернет-конференции / Науч. ред. Д. В. Неустроев. – М.: НИП «ВФК», 2008. – С. 153-159.

 

 

Постоянный адрес этой страницы: http://leskoviana.narod.ru/kutcherskaya.htm

 

 

Наш электронный адрес: leskoviana@list.ru

 

 



Hosted by uCoz