МЕЖДУНАРОДНЫЙ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «ЛЕСКОВИАНА. ТВОРЧЕСТВО Н. С. ЛЕСКОВА» |
|
|
Наш электронный адрес: leskoviana@list.ru |
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ
«ЛЕСКОВИАНЫ-2009» |
|
Поздина Ирина
Васильевна (Россия, г. Челябинск) кандидат филологических наук,
старший преподаватель кафедры литературы и методики Песенно-лубочная
традиция как источник моделирования сюжета повестей В статье выделено несколько
мотивных комплексов, генетически связанных с песенно-лубочной традицией и формирующих
целостный сюжет «любовного романа» повестей Н. С. Лескова. Опорой для исследования нам
послужили собрания народных песен П. В. Киреевского (записи П. И. Якушкина),
А. И. Соболевского, Д. Н. Кашина и др. При выборе источников мы
учитывали широкое жанровое многообразие народной песни: сатирические бытовые,
обрядовые, свадебные, песни о семейной жизни, песни лирические, любовные,
эротические, фольклорная оперетка, баллады, лирический любовный романс,
балладный романс. Обратившись к собранию русских
народных картинок Д. А. Ровинского и другим источникам, мы расширили собрание
лубочных гравюр, участвующих в развитии сюжета «любовного романа» повестей Лескова. Фольклорные мотивы
девичьих любовных переживаний; мотив горестных предчувствий. Источником фольклорной образности в повестях послужили широко
распространенные лубочные картинки, написанные по различным народно-песенным
сюжетам. Если в повествовании «Жития одной бабы» лирическая песня сразу
заявляет о себе, активно вторгаясь в текст в форме цитаты в эпиграфе, то в
повествовании о Катерине Измайловой игриво-шутливые интонации лирической
песни проявляются в типологическом мотиве «осыпания молодца лузгою», подчёркивая
детали её портрета и веселого, свободного нрава. Фольклорные мотивы «девичьих
мечтаний» и «горестных предчувствий» доминируют в «Житии одной бабы», характеризуя
тонкую душевную организацию человека-песни. Замужество за «старым», «нелюбимым» мужем; мотив «неволи»; мотив
пробуждения личностного начала, «сердечного порыва». Лесковских героинь объединяет сюжет «замужества за нелюбимым мужем»,
источником которого является песенная лирика. В «Житии
одной бабы» Лесков сохраняет фольклорную сюжетную ситуацию диалога матери и дочери,
выданной замуж за нелюбимого, а психологическое душевное состояние героини
передано лирической интонацией и стилистикой фольклорного текста. Мотив «неволи» проявляется в тоске женщины, вышедшей замуж
за «нелюбимого». В фольклорной традиции образ матери с ребенком представлен пташечкой,
вьющейся над своим гнёздышком; образ семейного очага воплощают воркующие голубь
с голубкой. В подтексте лесковского повествования о тоске Катерины возникают
подобные фольклорно-песенные ассоциации. Ситуация замкнутого пространства вызывает неизбежность
нарушения миропорядка и прорыва в мир естественных потребностей чувственной
любви. В критические моменты жизни героини Лескова повинуются не
консервативному обрядовому этикету, не косным традициям, а исключительно
сердечному порыву: при первой же возможности в них пробуждается «Евина
дочка», «сердечный порыв» ляжет в основу их трагических судеб. Песенно-лубочные мотивы образа избранника; мотив «созревания» любви;
эротические мотивы «состязания» как завязки любовной игры, мотив
«обольщения». Для создания лирической любовной атмосферы автором
привлекается народное искусство: лирическая любовная песня и лубочная
картинка. Автор проводит параллель между психологическим состоянием Насти,
вдруг осознавшей любовно-эротическое содержание исполненной ею оперетки, и
законом песенного жанра: из песни слов не выкинешь. Имеет место сознательная
проекция судьбы человека не только на лирический песенный сюжет, но и на
закономерности бытования песни. Герои Лескова обнаруживают желание и умение начать, «завести»
любовную игру. Настя и Степан делают это очень тонко, поводом для
«состязания» им служит песня. Завязке любовных отношений Катерины Измайловой
и Сергея служит мотив «силы», который лежит в основе мотива
«состязания-борьбы». Психологические мотивировки такого поведения
предоставляет целый пласт народной эротической песни, которая определяет
умение женщины «заводить» любовную игру как нормативное поведение, без
какого-либо намека на осуждение. В сценах признаний героев в
чувствах взаимного влечения важным и непременным является мотив «обольщения».
Степан осуществляет наиболее тонкое психологическое воздействие на Настю
через песню, задевая самые глубинные струны «песельницы». Сергей же, опытный
соблазнитель, улавливая душевное состояние Катерины, создает резонанс в
душевных переживаниях, обращаясь к её здоровой, но до времени подавленной
чувственности. Героини «любовного романа»
повестей Лескова избирают традиционную тактику и мотивировку поведения, «отталкивающую»
фразеологию лубочных молодушек. Эротические любовные
мотивы; мотив предчувствия обреченности любовных отношений; мотив самоотречения
в любви и готовности разрушить все преграды. Песня заставляет героев «Жития одной бабы» впервые прочувствовать
основу земного притяжения женского и мужского начал как всеобщего источника
жизни. В разговоре о любви Насти и
Степана используется эта же «горькая» песенно-фольклорная фразеология. Лесков
не прибегает к описанию эротических сцен, оберегая интимную сторону отношений
своих героев, но фольклорно-пейзажная параллель настойчиво намекает на
чувственные желания. Любовь-песня Степана и Насти драматична, лирична,
опоэтизирована лирической песней и фольклоризованным бытом, но это любовь страстная
и чувственная. Начало «любовного романа» Катерины и Сергея не просто
соотносится с сюжетом знаменитой баллады о Ваньке-ключнике. Лесков, как
указывает А. А. Горелов, «стилизует описание и вводит в него строки этой
песни». Кроме того, он явно использует и переосмысливает канву старинных
народных картинок «Повести о купцовой жене и прикащике». Отдельные детали
сюжета встречаются в ряде бытовых сатирических песен и в балладе «Чурила в
гостях у чужой жены». Образ кота, свидетеля прелюбодеяний, мы можем
обнаружить на указанной нами лубочной картинке «Кавалер и блинщица». А вот в
балладе «Жена мужа зарезала» имеет место откровенно криминальный сюжет со
зловеще-бытовыми деталями описания убийства. Прослеживаются явные сюжетные
аналогии с повестью Лескова. Центральный монолог Катерины в сцене в саду по силе
страсти и откровенности признаний созвучен любовной романсовой лирике:
действие пойдет по руслу балладного романса – что будет определено и острым
выражением чувств, и сопутствующими им подробностями истории, в том числе и
криминальной, и свершившимся трагическим исходом. Мотив
бескорыстия в любви, обмана «изменщика», появление
«соперницы»; мотив потери любимого; связанные с ними мотивы
страдания и безумия. Настя Прокудина в своих мученических раздумьях о жизни и
любви демонстрирует согласие на страдание, зафиксированное в лирической
любовной песне. Путь мучений и страданий осложняется изменой и предательством
бывшего возлюбленного или его насмешкой, что имеет прямые параллели с сюжетом
повести «Леди Макбет Мценского уезда». Песенная героиня так же, как и
Катерина Измайлова, изводит себя тоской и страданием, терпит унижение, но
готова простить его, что не может не вызывать к ней сочувствия. Любовной теме созвучны лубочно-песенные эротические мотивы
«грешной любви». Но если чувственный порыв страсти Насти Прокудиной одухотворён
песней, то Катерина Львовна несёт в своей страсти телесное начало, мерцание
страсти демонической, что сигнализирует о жанровой принадлежности к
балладно-романсовой структуре. Присутствие в образе героини мотива древней
силы, которая начинает жить своей жизнью, подчиняя все вокруг и втягивая в
свой водоворот чужие жизни, выводит повествование из песенно-лубочной
традиции в былинный эпос о Ваське Буслаеве. ____________________ @ Поздина И. В., 2009 Постоянный адрес этой страницы: http://leskoviana.narod.ru/2009/pozdina2009.htm |