МЕЖДУНАРОДНЫЙ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЛЕСКОВИАНА. ТВОРЧЕСТВО Н. С. ЛЕСКОВА»

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 

 

Наш электронный адрес: leskoviana@list.ru

 

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ «ЛЕСКОВИАНЫ-2009»

 

Поздина Ирина Васильевна (Россия, г. Челябинск)

 

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры литературы и методики
преподавания литературы Челябинского государственного педагогического университета

 

Песенно-лубочная традиция как источник моделирования сюжета повестей
Н. С. Лескова «Житие одной бабы» и «Леди Макбет Мценского уезда»

 

В статье выделено несколько мотивных комплексов, генетически связанных с песенно-лубочной традицией и формирующих целостный сюжет «любовного романа» повестей Н. С. Лескова.

Опорой для исследования нам послужили собрания народных песен П. В. Киреевского (записи П. И. Якушкина), А. И. Соболевского, Д. Н. Кашина и др. При выборе источников мы учитывали широкое жанровое многообразие народной песни: сатирические бытовые, обрядовые, свадебные, песни о семейной жизни, песни лирические, любовные, эротические, фольклорная оперетка, баллады, лирический любовный романс, балладный романс. Обратившись к собранию русских народных картинок Д. А. Ровинского и другим источникам, мы расширили собрание лубочных гравюр, участвующих в развитии сюжета «любовного романа» повестей Лескова.

Фольклорные мотивы девичьих любовных переживаний; мотив горестных предчувствий. Источником фольклорной образности в повестях послужили широко распространенные лубочные картинки, написанные по различным народно-песенным сюжетам. Если в повествовании «Жития одной бабы» лирическая песня сразу заявляет о себе, активно вторгаясь в текст в форме цитаты в эпиграфе, то в повествовании о Катерине Измайловой игриво-шутливые интонации лирической песни проявляются в типологическом мотиве «осыпания молодца лузгою», подчёркивая детали её портрета и веселого, свободного нрава. Фольклорные мотивы «девичьих мечтаний» и «горестных предчувствий» доминируют в «Житии одной бабы», характеризуя тонкую душевную организацию человека-песни.

Замужество за «старым», «нелюбимым» мужем; мотив «неволи»; мотив пробуждения личностного начала, «сердечного порыва». Лесковских героинь объединяет сюжет «замужества за нелюбимым мужем», источником которого является песенная лирика. В «Житии одной бабы» Лесков сохраняет фольклорную сюжетную ситуацию диалога матери и дочери, выданной замуж за нелюбимого, а психологическое душевное состояние героини передано лирической интонацией и стилистикой фольклорного текста.

Мотив «неволи» проявляется в тоске женщины, вышедшей замуж за «нелюбимого». В фольклорной традиции образ матери с ребенком представлен пташечкой, вьющейся над своим гнёздышком; образ семейного очага воплощают воркующие голубь с голубкой. В подтексте лесковского повествования о тоске Катерины возникают подобные фольклорно-песенные ассоциации.

Ситуация замкнутого пространства вызывает неизбежность нарушения миропорядка и прорыва в мир естественных потребностей чувственной любви. В критические моменты жизни героини Лескова повинуются не консервативному обрядовому этикету, не косным традициям, а исключительно сердечному порыву: при первой же возможности в них пробуждается «Евина дочка», «сердечный порыв» ляжет в основу их трагических судеб.

Песенно-лубочные мотивы образа избранника; мотив «созревания» любви; эротические мотивы «состязания» как завязки любовной игры, мотив «обольщения».

Для создания лирической любовной атмосферы автором привлекается народное искусство: лирическая любовная песня и лубочная картинка. Автор проводит параллель между психологическим состоянием Насти, вдруг осознавшей любовно-эротическое содержание исполненной ею оперетки, и законом песенного жанра: из песни слов не выкинешь. Имеет место сознательная проекция судьбы человека не только на лирический песенный сюжет, но и на закономерности бытования песни.

Герои Лескова обнаруживают желание и умение начать, «завести» любовную игру. Настя и Степан делают это очень тонко, поводом для «состязания» им служит песня. Завязке любовных отношений Катерины Измайловой и Сергея служит мотив «силы», который лежит в основе мотива «состязания-борьбы». Психологические мотивировки такого поведения предоставляет целый пласт народной эротической песни, которая определяет умение женщины «заводить» любовную игру как нормативное поведение, без какого-либо намека на осуждение.

В сценах признаний героев в чувствах взаимного влечения важным и непременным является мотив «обольщения». Степан осуществляет наиболее тонкое психологическое воздействие на Настю через песню, задевая самые глубинные струны «песельницы». Сергей же, опытный соблазнитель, улавливая душевное состояние Катерины, создает резонанс в душевных переживаниях, обращаясь к её здоровой, но до времени подавленной чувственности.

Героини «любовного романа» повестей Лескова избирают традиционную тактику и мотивировку поведения, «отталкивающую» фразеологию лубочных молодушек.

Эротические любовные мотивы; мотив предчувствия обреченности любовных отношений; мотив самоотречения в любви и готовности разрушить все преграды. Песня заставляет героев «Жития одной бабы» впервые прочувствовать основу земного притяжения женского и мужского начал как всеобщего источника жизни.

В разговоре о любви Насти и Степана используется эта же «горькая» песенно-фольклорная фразеология. Лесков не прибегает к описанию эротических сцен, оберегая интимную сторону отношений своих героев, но фольклорно-пейзажная параллель настойчиво намекает на чувственные желания. Любовь-песня Степана и Насти драматична, лирична, опоэтизирована лирической песней и фольклоризованным бытом, но это любовь страстная и чувственная.

Начало «любовного романа» Катерины и Сергея не просто соотносится с сюжетом знаменитой баллады о Ваньке-ключнике. Лесков, как указывает А. А. Горелов, «стилизует описание и вводит в него строки этой песни». Кроме того, он явно использует и переосмысливает канву старинных народных картинок «Повести о купцовой жене и прикащике». Отдельные детали сюжета встречаются в ряде бытовых сатирических песен и в балладе «Чурила в гостях у чужой жены». Образ кота, свидетеля прелюбодеяний, мы можем обнаружить на указанной нами лубочной картинке «Кавалер и блинщица». А вот в балладе «Жена мужа зарезала» имеет место откровенно криминальный сюжет со зловеще-бытовыми деталями описания убийства. Прослеживаются явные сюжетные аналогии с повестью Лескова.

Центральный монолог Катерины в сцене в саду по силе страсти и откровенности признаний созвучен любовной романсовой лирике: действие пойдет по руслу балладного романса – что будет определено и острым выражением чувств, и сопутствующими им подробностями истории, в том числе и криминальной, и свершившимся трагическим исходом.

Мотив бескорыстия в любви, обмана «изменщика», появление «соперницы»; мотив потери любимого; связанные с ними мотивы страдания и безумия.

Настя Прокудина в своих мученических раздумьях о жизни и любви демонстрирует согласие на страдание, зафиксированное в лирической любовной песне. Путь мучений и страданий осложняется изменой и предательством бывшего возлюбленного или его насмешкой, что имеет прямые параллели с сюжетом повести «Леди Макбет Мценского уезда». Песенная героиня так же, как и Катерина Измайлова, изводит себя тоской и страданием, терпит унижение, но готова простить его, что не может не вызывать к ней сочувствия.

Любовной теме созвучны лубочно-песенные эротические мотивы «грешной любви». Но если чувственный порыв страсти Насти Прокудиной одухотворён песней, то Катерина Львовна несёт в своей страсти телесное начало, мерцание страсти демонической, что сигнализирует о жанровой принадлежности к балладно-романсовой структуре. Присутствие в образе героини мотива древней силы, которая начинает жить своей жизнью, подчиняя все вокруг и втягивая в свой водоворот чужие жизни, выводит повествование из песенно-лубочной традиции в былинный эпос о Ваське Буслаеве.

____________________

@ Поздина И. В., 2009

 

Постоянный адрес этой страницы: http://leskoviana.narod.ru/2009/pozdina2009.htm

 

 



Hosted by uCoz